Красные виноградники в Арле, 1888
|
|
| |
Винсент Ван Гог
1
2
3
4
5
6
7
8
|
|
| |
|
Церковь в Овере, 1890
|
| |
Н.Смирнов о Винсенте Ван Гоге
"То, чем полны моя голова и сердце, должно вылиться в форме рисунка или картины."
(Винсент Ван Гог)
"Нет ничего более художественного, чем любить людей."
(Винсент Ван Гог)
За гробом Винсента Ван Гога шло всего лишь несколько человек, и в Европе в то время едва ли набралось бы два-три десятка людей, способных оценить его искусство. Доктор Гаше в прощальном слове сказал о Ван Гоге: "Он был честный человек и великий художник; он преследовал лишь две цели - человечность и искусство. Искусство, которое он ставил превыше всего, принесет ему бессмертие".
Эти слова оказались вещими. В первые десятилетия XX века картины Ван Гога снискали их создателю заслуженную, хотя и запоздалую славу. И как всегда бывает в подобных случаях, вокруг наследия художника создался ажиотаж, не имевший ничего общего с искренним интересом к его творчеству. Дельцы от искусства с тем же единодушием, с которым некогда отворачивались от его картин, теперь бросились на их поиски.
Спрос явно превышал предложение. На художественный рынок были даже выброшены подделки (нашумевшее в конце 20-х годов дело Ваккера). Страшный парадокс! За полотна Ван Гога, всю жизнь задыхавшегося в нищете, не имевшего денег на холст и краски, жившего на иждивении у младшего брата, теперь платили колоссальные суммы!
Такой коммерческий успех содержал в себе и определенную угрозу: Ван Гога вполне могла постичь участь, выпавшая Модильяни, картины которого распылены по частным собраниям, а потому почти недоступны широкой публике. К счастью, этого не произошло. Основная часть произведений Ван Гога осталась в руках наследников Тео - жены и сына и была вывезена в Голландию.
Несколько лет назад это собрание передано Муниципальному музею в Амстердаме, при котором создан специальный фонд Ван Гога. Кроме того, значительное число работ художника (90 картин и 170 рисунков) сохранено для Голландии стараниями известной собирательницы Крёллер, основавшей в Оттерло великолепный музей, с 1935 года ставший достоянием государства.
Интерес к творчеству Ван Гога был проявлен и в России. Известные русские коллекционеры С.И.Щукин и И.А.Морозов приобрели десять картин художника, занимающих в его наследии далеко не последнее место. Четыре из них хранятся в Государственном Эрмитаже ("Арена в Арле", "Арльские дамы", "Куст в Сен Реми" и "Хижины"; пять в ГМИИ им. А.С.Пушкина "Море в Сен Мари", "Красные виноградники",
"Портрет доктора Рея", "Прогулка заключенных" и "Овер после дождя".
Личность и искусство Ван Гога сделались объектом всестороннего изучения и толкования. Он, при жизни лишь единственный раз удостоенный отзыва в печати, в котором было больше юношеской восторженности, чем истинного понимания, был бы потрясен тем морем статей, монографий, очерков, романов, повестей и даже специальных медицинских трудов, которыми, как снежный ком, обрастало его имя.
Среди первых исследователей творчества Ван Гога было немало искренних и талантливых людей, таких, как Майер Греффе, Дюре, Колен, Кокио, Тугендхольд, в чьих работах много ценных наблюдений, интересных анализов и обобщений, по сию пору не утративших своей актуальности.
Но было бы верхом наивности предположить, что перед лицом всемирной славы Ван Гога его враги - представители реакционной буржуазной критики - вдруг прозрели и смирились. Ничуть не бывало! Они лишь изменили тактику.
Лицемерно восторгаясь искусством Ван Гога, они не хотели видеть в нем великого новатора, страстного гуманиста, человека твердых демократических убеждений, посвятившего свое творчество "униженным и оскорбленным".
Они умиленно смаковали перипетии трагической судьбы художника, пытаясь заслонить ореолом мученичества его подлинное лицо, отчаянно спекулируя на сенсационных подробностях его жизни и особенно болезни, не без основания усматривая в этом верное средство для фальсификации его наследия и убеждений.
Им нужен "тихий" Ван Гог, а вовсе не бунтарь и пророк, предрекший гром войн и революций XX столетия, предпочитавший не "...Гизо, а революционеров, Мишле и крестьянских живописцев...". Не поэтому ли в их среде с такой поспешностью возникла легенда о дилетантизме Ван Гога, в распространении которой особенное старание проявил некий Камиль Моклер.
Эта "утка", рожденная на заре XX века, благополучно просуществовала до 30-х - 40-х годов, когда последователи Моклера предприняли еще одну попытку замазать социальную направленность вангоговского мировоззрения, заявляя, что искусство Ван Гога лишь по нелепому недоразумению получило всемирную известность и что виной тому "романтическая" судьба художника, вследствие чего его наследие подлежит переоценке.
Первые исследователи в основном уделяли внимание французскому периоду вангоговского творчества.
Теперь же на щит стали поднимать произведения, созданные в Голландии, но отнюдь не для того, чтобы проследить формирование эстетики вангоговского искусства, рожденной на полях Брабанта, в среде ткачей, крестьян, шахтеров и землекопов, а с тем, чтобы представить художника в безобидной роли самоучки примитивиста, и, как справедливо заметил А.Эфрос, в этом новом "крестовом" походе на демократическое искусство красноречиво подали друг другу руки недавние враги: ренегат левой критики Вольдемар Жорж и апологет плутократической респектабельности Жак Эмиль Бланш.
Оба мэтра единодушно твердили, что Ван Гог - лишь "бедный больной", мономан, а потому его искусство только побочный эпизод в истории новейшей живописи.
К сожалению, в 30 е годы советское искусствознание уделило творчеству Ван Гога явно недостаточное внимание. К тому же в предисловии П.М.Щёкотова к двухтомнику писем художника, несмотря на некоторые интересные мысли, наследие Ван Гога было в целом оценено с вульгарно социологических позиций. Ван Гог был представлен выразителем "классовой обреченности мелкой буржуазии".
Лишь в последние два десятилетия искусство Ван Гога наконец получило более объективную оценку в трудах Жака Сабиля, Жана Леймари, Макса Тральбо и некоторых других зарубежных авторов.
далее »
|