|
Винсент Ван Гог
|
| |
|
Призрачные деревни
1
2
| | |
Анри Перрюшо. "Жизнь Ван Гога". Книга о Винсенте Ван Гоге
"Тео, когда посреди вересковой пустоши я вижу бедную женщину, которая несет на руках или прижимает к своей груди ребенка, на глазах у меня выступают слезы. Я узнаю Син в этой женщине, а хилость и неопрятная одежда еще больше усугубляют сходство.
Я знаю, что Син дурная женщина, что я имел полное право поступить так, как я поступил, что я не мог дольше оставаться с ней и что в равной мере было невозможно привезти ее сюда, более того, я знаю, что было вполне благоразумно поступить так, как я поступил, и так далее и тому подобное, и все же у меня разрывается душа и щемит сердце, когда я вижу бедную, больную и несчастную женщину.
Как бесконечно печальна жизнь! И все же я не могу отдаться во власть печали, я должен найти какой то выход, я обязан работать. Порой меня успокаивает только мысль, что и меня самого тоже не пощадит беда".
В этом краю, черном, враждебном и грозном, Винсент глубоко страдал, отбиваясь от наваждений, тщетно сражаясь с собственными страхами. С тех пор как в сентябре он приехал в этот край, он, не уставая, бродил вокруг кладбищ. "Вчера, - пишет он, - я обнаружил одно из самых любопытных кладбищ, какие когда либо видел.
Представь себе клочок вересковой пустоши, окруженный оградой из елочек, жмущихся одна к другой, так что можно подумать, будто это обыкновенный ельник. И все же здесь есть вход и коротенькая аллея, которая ведет к могилам, поросшим пучками травы и вереска. На многих белые плиты с именами усопших". На кладбище в Зюндерте есть могила, на которой начертано имя Винсента Ван Гога. Скорбь лучше радости.
"Да, для меня трагедия бури в природе, трагедия страдания в жизни - самая совершенная из трагедий, - писал Винсент брату незадолго до прибытия в Дренте. - Сад „Параду“ прекрасен, но Гефсиманский сад все же еще прекрасней".
Брат предложил Винсенту приехать к нему в Париж, но Винсент отказался. Он сказал о себе словами Гюстава Доре: "У меня воловье терпение". Этому терпению он должен учиться в общении с природой, глядя, как "тихо наливается колос". Вдохновляясь примером окружающей его природы, он должен воспитывать в себе это свойство. Любые рассуждения об одаренных или бездарных художниках лишены для него всякого смысла. Надо расти, развивать свой характер в борьбе, подчас "ужасной".
Винсент прилепился к этому мертвому краю. Сплошь и рядом он уходил из дому на рассвете и возвращался лишь поздно ночью. Оглядываясь вокруг с болезненной настороженностью, еще больше обостренной физическим истощением, он брел, утопая по колено в черной жиже дорог, "среди луж с грязной желтоватой водой, в которой догнивали обломки торфа". Его окружал черно белый, налитый свинцовой грустью пейзаж. "Этот день пролетел как сон, - писал Винсент, рассказывая об одной из своих прогулок.
- Я был настолько захвачен этой волнующей музыкой, что попросту забывал есть и пить ... День кончился, и с рассвета до сумерек, точнее, с одной ночи до другой, я жил, растворившись в этой симфонии".
В этой симфонии были зловещие ноты. Печаль, звучавшая в музыке, сменялась ужасом. Ветер стонал над равниной. Ее мрачная бескрайность потонула в дожде. Винсент терзался страхом, раскаянием и стыдом. "И потом - чего же я хочу? - писал он Тео. - Подчас все рисуется мне совершенно отчетливо: я работал, старался тратить как можно меньше и все же не сумел избежать долгов. Я был верен моей жене и все же в конце концов изменил ей.
Я ненавидел всяческие интриги и ничего не нажил - ни уважения людей, ни каких либо благ. Я отнюдь не склонен недооценивать твою верность, совсем напротив, но часто я спрашиваю себя, не должен ли я сказать тебе: отступись от меня, мы не достигнем цели, это бремя непосильно для одного человека, и нет никакой надежды добиться помощи с чьей либо стороны. Разве это не значит, что я должен признать себя побежденным? О старина, мне так грустно".
Сколь ужасен порой облик Бога! Какой мукой, какими испытаниями расплачиваешься за дерзкую попытку спорить с ним и познать его! Но как долго еще терпеть! Какое чудовищное одиночество еще подстерегает его впереди? "Милый брат, человеческий мозг не в силах все вынести", - писал Винсент Тео накануне отъезда в Дренте. Винсента одолевал страх. Все переменилось вокруг. Мрачные призраки возникали среди равнины, под низким небом.
Винсент стал страшиться всего. Он страшился также самого себя. "Прочь! Прочь!" - гнал его этот беспощадный край. С ледяным ужасом в сердце, совсем потерянный, Винсент кружил по равнине, возвращаясь к своим следам, бродя по вересковым пустошам, вокруг болот, словно затравленный зверь, изнуренный усталостью и страхом. И вдруг, не в силах дольше терпеть, он бежал из этого края, в надежде укрыться, обрести покой и тепло в доме, населенном людьми.
Его отца снова перевели в другой приход - в брабантский городок Нюэнен. И однажды, в начале декабря, туда приехал Винсент, бледный, исхудалый, изнуренный, задыхаясь от страха и стыда.
Винсент писал Тео так: "В силу любопытного явления те же самые цвета, которые взаимно усиливаются соседством, убивают друг друга в смешении. Так, например, когда смешиваешь равными долями синий и оранжевый при условии, что первый не ярче второго, смесь убивает оба тона и получается совершенно бесцветный серый. Но если смешать два дополнительных цвета неравными долями, они лишь частично уничтожат друг друга и мы получим смешанный тон, который будет разновидностью серого.
Дальше: новые контрасты могут быть достигнуты, если поместить рядом два дополнительных цвета, из которых один будет чистый, а другой смешанный. В этой неравной борьбе побеждает один из двух цветов, и глубина доминирующего тона не препятствует их сочетанию.
Если же теперь поместить рядом неразбавленные цвета аналоги, но обладающие разной степенью глубины, к примеру темно синий и светло синий, мы получим иной эффект, при котором контраст будет достигнут за счет разной интенсивности, а гармония - за счет сходства цветов. Наконец, если поместить рядом два аналога, один - чистый, а другой - в заглушенном виде, например чистый синий с серо синим, то при этом получится контраст иного вида, смягченный аналогией цвета.
Мы видим таким образом, что существует несколько средств, отличных друг от друга, но одинаково безошибочных, чтобы усилить, поддержать, ослабить или нейтрализовать эффект того или иного цвета путем воздействия на соседствующий с ним цвет.
далее »
|