|
Винсент Ван Гог
|
| |
|
Вороны над полем
1
2
3
4
5
6
7
| | |
Анри Перрюшо. "Жизнь Ван Гога". Книга о Винсенте Ван Гоге
Доктор проводил Винсента до постоялого двора Сент Обен, неподалеку от своего дома, считая, что там Винсент может найти подходящее жилье.
К сожалению, кров и содержание в Сент Обене стоят шесть франков в день. Для Винсента это слишком дорого.
Поэтому он решает поселиться в более скромном кафе, расположенном на главной площади городка, против мэрии; хозяин этого кафе Гюстав Раву запросил всего три с половиной франка.
За такую цену Винсенту, конечно, не приходится рассчитывать на большие удобства. Ему сдали мансарду под самой крышей, побеленную известкой узкую клетушку (в ней едва уместились походная кровать и стул), с маленьким слуховым окном. Винсент привез с собой свой последний автопортрет - аскетизм лица на полотне гармонирует с аскетизмом пустой комнаты.
Винсенту нравится Овер. Он "очень интересен по цвету", "красив", "настоящий деревенский пейзаж, характерный и красочный". В частности, Винсента умиляют старые соломенные крыши, напоминающие ему родной Брабант. Он ничуть не жалеет, что уехал из Сен Реми (он с радостью отмечает, что все симптомы его болезни исчезли), но не жалеет и о том, что пожил в Провансе: он уже чувствует, что пребывание на юге позволяет ему зорче видеть север.
Едва успев обосноваться на новом месте, он берет в руки кисть. Поскольку каштаны стоят в цвету, он пишет два этюда каштановых деревьев: розовые каштаны и белые каштаны. После долгого заточения дни кажутся ему неделями, и он пишет не покладая рук.
К началу июня Винсент полностью освоился в Овере. Он регулярно навещает доктора Гаше, который каждый раз приглашает его к обеду. Эти трапезы из четырех, а то и пяти блюд, слишком обильные по мнению Ван Гога, для Винсента тяжелая повинность. Но он безропотно покоряется ей, чувствуя, что эти завтраки, обеды и ужины доставляют удовольствие доктору, напоминая былые трапезы в кругу семьи.
Каждый раз, навещая доктора, Винсент пишет картину в его саду.
С первого же дня знакомства доктор Гаше выразил желание посмотреть работы Винсента. Он пришел в кафе Раву, поднялся по узкой лестнице, ведущей в мансарду, и долго рассматривал картины, живописное богатство которых так контрастировало с монашеской бедностью маленькой каморки.
Из слухового окна падал свет на автопортрет Винсента, на копию "Пиеты" Делакруа, на "Арлезианку", на новые полотна, которые теперь ежедневно - по одному в день - прибавлялись к старым холстам, точно талант художника бил неиссякаемым, щедрым ключом.
Покачав головой, доктор Гаше прошептал: "Как трудно быть простым!" Для него, наперсника многих художников, который одним из первых оценил творчество Сезанна, сомнений нет: человек, который стоит перед ним в рабочей блузе, человек, только что вышедший из сумасшедшего дома, на лице которого выжгло свои следы безумие и житейские горести, - гений масштаба величайших мастеров.
Доктор и художник понимают друг друга с полуслова. Их взгляды на живопись полностью совпадают, и даже в их характерах, склонных к меланхолии и унынию, есть некоторое сходство. Винсент уверяет брата, что Гаше "такой же больной и нервный человек, как мы с тобой".
Само собой, Винсент пишет портрет доктора Гаше. Он изображает его в белой фуражке и синем пальто с веточкой наперстянки, символизирующей болезни сердца, которыми усердно занимается Гаше. Доктор восхищен портретом, "он захлебывается от восторга", - пишет Винсент.
Чтобы доставить доктору удовольствие, Винсент обещает написать для него второй вариант портрета и по просьбе Гаше повторить для него копию "Пиеты". Зато он надеется, что Гаше раздобудет ему модели. "Я чувствую, - пишет он брату, тронутый дружеским отношением доктора, - что он нас поймет и будет помогать в нашей работе от полноты души, без всякой задней мысли, из любви к искусству".
Доктор Гаше почти уверен, что припадки у Винсента больше не возобновятся. Навестив в Париже Тео, он даже заверил его, что его брат выздоровел. И в самом деле, Винсент чувствует себя превосходно. Он ложится в девять часов, встает в пять, ведет размеренный образ жизни и работает с увлечением. "Я гораздо уверенней владею кистью, чем до поездки в Арль", - пишет он.
Но, несмотря на эту легкость, он снова, как, впрочем, и всегда, жаждет учиться. Он просит брата, чтобы тот как можно скорее прислал ему упражнения Барга "Рисунки углем", которые снова хочет копировать.
В воскресенье 8 июня в гости к Винсенту приехал Тео с семьей. Встречая родных на вокзале, Винсент принес в подарок ребенку птичье гнездо. Гнездо для художника - символ той "настоящей жизни", с мечтой о которой сам Винсент простился навсегда. Он еще в Арле понял, что ему на роду написано не знать иных женщин, "кроме женщин за два франка, предназначенных для зуавов".
Но теперь по крайней мере Винсент живет поблизости от брата и его жены, и он удовлетворен этим скромным счастьем. Он постоянно беспокоится о своем племяннике, который растет хилым ребенком. Хорошо бы вывезти его в деревню. А что, если в этом году вместо традиционной поездки в Голландию Ио с малышом проведет некоторое время в Овере?
Винсент показывает брату и невестке свои новые владения - поля, поросшие "буйной зеленью" (какое раздолье для живописца!), кафе Раву (в семье Раву, которая состоит из отца, матери и двух дочерей, он живет теперь, как у родных). Все члены семьи глубоко уважают Винсента, им просто не верится, что их постоялец страдал приступами помешательства.
Старшая дочь, шестнадцатилетняя Аделина, считает, что, хотя г на Винсента не назовешь красивым, в нем много обаяния, к тому же он такой добрый и простой! Он ходит, чуть склонив голову набок в ту сторону, где у него нет уха, и, хоть он мало разговорчив, на его губах всегда играет полуулыбка.
А младшая, Жермена, еще девочка, теперь не засыпает - ее вообще не так то легко отправить в постель, - пока к ней не зайдет "г н Винсент". Каждый вечер художник мелом рисует для нее игрушечного человека, и она каждый раз приходит в восторг, что все человечки разные.
далее »
|