Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог

   
  

Оглавление книги:


1. Бесплодная смоковница
» Безмолвное детство
» Свет зари
» Изгнание
» Защитник углекопов
» В моей душе...

2. Смерть для жизни
» Рука на огне
» Скорбь
» Призрачные деревни
» Едоки картофеля

3. Полдень - время самой короткой тени
» Антверпен Рубенса
» Свет Иль-де-Франса
» Арль японский
» Южная мастерская

4. Тайна при свете
» Человек без уха
» Монастырь Сен-Поль
» Вороны над полем

   
  
   
Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог

  
   

Человек без уха
1 2 3 4 5 6 7 8 9

  

Анри Перрюшо. "Жизнь Ван Гога". Книга о Винсенте Ван Гоге

17 января Винсент получил наконец от брата пятьдесят франков. Сообщая ему о получении денег, он воспользовался случаем, чтобы "проанализировать истекший месяц". Вера в свои силы отчасти вернулась к художнику. Работы он "не бросает", "временами" она у него спорится, Винсент надеется, что мало помалу покроет свои долги картинами. Правда, картины "вызывают огромные траты, порой их оплачиваешь кровью и мозгом. Впрочем, что об этом говорить!" - восклицает он. Как теперь поступить Винсенту? Переехать в другой город? Но ради чего? Это только вызовет лишние расходы. В этом месяце Винсент потратил очень много денег. Но он ли один в этом виноват? Гоген - Винсент снова возвращается к волнующей его теме - послал Тео дурацкую телеграмму. "Предположим, я на самом деле рехнулся, но почему же в таком случае наш знаменитый приятель повел себя не лучше меня?"

Угнетенное настроение Винсента вызвало у него вдруг прилив враждебных чувств к Гогену. Гоген - "странный тип", Тартарен, который сбежал из Арля, не пожелав объясниться. "Тигренок, Бонапарт от импрессионизма" похож на свой прототип - Наполеона; тот тоже "всегда покидал свои армии в бедственном положении". Бегство Гогена - самое настоящее дезертирство. "Если Гоген в самом деле преисполнен таких достоинств и такой готовности к добрым делам, в чем же это выражается? Я не способен больше разбираться в его поступках и умолкаю, поставив вопросительный знак". Гоген прислал Винсенту письмо, где "с воплями" требует, чтобы Винсент вернул ему его "фехтовальные маски и перчатки". Винсент без промедления вышлет ему эти "игрушки". Гоген предложил также Винсенту, чтобы тот взял себе несколько этюдов, которые Гоген оставил в Арле, а взамен отдал ему одну из картин с подсолнухами. Никаких подсолнухов! Винсент возвратит Гогену его этюды, "а подсолнухи я безоговорочно оставляю себе. У Гогена и так уже две мои картины с подсолнухами, хватит с него". И все таки Винсент жалеет, что они с Гогеном не закончили свой важный спор о Рембрандте и освещении. А Тео поступил совершенно правильно, щедро расплатившись с Гогеном. О своем состоянии Винсент может сказать одно: он не сумасшедший, во всяком случае пока еще нет. К тому же Рей уверил его, что подобный приступ может случиться с каждым "впечатлительным" человеком. Рей добавил, что Винсент очень истощен и должен лучше питаться. Винсент в свою очередь спросил врача, много ли он встречал сумасшедших, которые после такого поста, какой перенес он, сохранили бы, как он, "относительное спокойствие и способность работать".
На улице холодно. Рей прописывает Винсенту хину, чтобы подкрепить его силы. Винсент работает. Он закончил картину "Стул" - парную к "Креслу Гогена". На мольберте один этюд сменяется другим. Советы Гогена теперь для Винсента - пустой звук. Как во всех тех случаях, когда его пытались увлечь на несвойственный ему путь, он в конце концов снова дал отпор чужеродным влияниям и обрел утраченную было независимость. Винсент окончательно отказывается от классического искусства, даже от своих собственных попыток в этом направлении. Отныне он станет самим собой. Весь еще во власти пережитой драмы, он ощупью возвращается к своему подлинному призванию художника барокко: он вновь прибегает к дополнительным цветам, в которые вносит теперь большую нюансировку, и смело опрокидывает привычные правила живописной архитектоники. В "Человеке с трубкой" теплые тона, красный и оранжевый, используются для фона, а бледно зеленый и исчерна синий для лица на переднем плане.
Однако 19 января Винсент пишет брату о Гогене: "Лучшее, что он мог бы сделать, хотя, конечно, как раз и не сделает, - это просто напросто вернуться сюда". Правда и то, что предстоящий отъезд Рулена (Рулен должен покинуть Арль через три дня - 22 января), несомненно, беспокоит Винсента. К счастью, у него остается Рей! Винсент благодарит брата за то, что тот послал Рею "Урок анатомии". "Мне теперь время от времени будет нужен врач, и то, что Рей меня хорошо знает, - лишний довод в пользу того, чтобы спокойно оставаться здесь".

Конечно, отъезд Гогена - "страшная беда", она спутала все карты Винсента. Однако не следует падать духом. Быть может, через некоторое время, когда декабрьский припадок забудется и Винсента перестанут бояться, он снова сделает попытку наладить совместную жизнь с каким нибудь другим художником и восстановить Южную мастерскую. Винсент мечтает об этом. А пока ему придется работать в одиночестве, чтобы "возместить деньги, которые затрачены на его художественное образование". Ближайшая цель Винсента - добиться того, чтобы его месячная продукция окупала расходы. Если "Букет" Монтичелли стоит пятьсот франков, то одна из его картин с подсолнухами должна стоить столько же. "Не у каждого достанет душевного жара, чтобы выплавить эти оттенки золотого цвета и тона самих подсолнухов", - со скромной гордостью пишет Винсент. Гоген хотел получить "Подсолнухи", ну что ж, пожалуй, Винсент напишет их специально для него. Наверно, Винсент причинил Гогену - невольно, конечно, - неприятные минуты, он сожалеет об этом. "Но как раз накануне последних дней, - грустно признается Винсент, - я все время чувствовал, что сердце его разрывается между стремлением уехать в Париж и там улаживать свои дела и Арлем".
28 января Винсент почувствовал наконец, что снова обрел творческие силы. Предыдущую ночь он впервые спал "без тяжелых кошмаров". Накануне Рей посоветовал ему развлечься, и он ходил в "Фоли Арлезьенн" смотреть "Пастораль". Спектакль доставил ему удовольствие. Но работа ведь тоже развлечение для меня, уверяет он. И он работает "без отдыха с утра до вечера". Вновь и вновь пишет "Колыбельную". "Прежде я знал, что можно сломать руку или ногу и потом оправиться, но я не знал, что, повредившись умом, люди поправляются тоже".

далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  » 

"Мне думается, изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе. Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время - на что? На измерение расстояния от Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка? Нет, просто на созерцание травинки. Но эта травинка дает ему возможность рисовать любые растения, времена года, ландшафты, животных и, наконец, человеческие фигуры. Так проходит его жизнь, и она еще слишком коротка, чтобы успеть сделать все. Разве то, чему учат нас японцы, простые, как цветы, растущие на лоне природы, не является религией почти в полном смысле слова?" (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru