Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
Почти черный или темно-зеленый цвет кипарисов, традиционно украшавших южные кладбища, тоже связан для Ван Гога с темой смерти. Эти характерные для природы Прованса растения он сравнивал с египетскими обелисками, а деревья печали напоминали ему черные пятна на фоне солнечного пейзажа. От Адольфа Монтичелли Ван Гог позаимствовал для их изображения технику густого наложения мазков краски и увлеченно работал над вариациями тонов черного цвета, изображая кипарисы то в поле («Кипарисы», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), то на фоне звездного неба («Кипарисы на фоне звездного неба», 1890).
Произведения, созданные в Сен-Реми, свидетельствуют о том, что Ван Гог героически сопротивлялся развитию болезни. Впечатление напряженности в состоянии его здоровья рождает и известное полотно «Звездная ночь» (1889). Оно написано в новом «графическом» стиле, то есть в особой манере более плоскостного наложения и контрастного сочетания горизонтальных и вертикальных мазков синего, желтого и черного цветов. Пейзажная композиция выглядит плоскостной, а четко различимые мазки привносят изысканные графизм и декоративность в построение композиции. Ван Гог был недоволен этой работой: «Она ни о чем не говорит, потому что в ней нет силы воли и глубоко прочувствованных линий», - писал он.
Он ощущал искусственность манеры ее написания в отличие от картин арльского периода с эффектами ночного освещения: «Я снова позволил себе идти к звездам, которые не достижимы для меня, и снова провал - с меня довольно».
Рощи олив вокруг Сен-Реми стали еще одним излюбленным мотивом Ван Гога. Он написал около десяти картин с их изображением. В письмах художник пояснял, что не хотел соотносить изображение рощ олив с библейской тематикой, модной в конце XIX столетия. Поэтому он не исполнил фигуру Христа, так как «не имел никакого намерения писать что-либо на библейскую тему». И пояснял свою мысль: «...не то чтобы она оставляет меня равнодушным, но вызывает неловкое ощущение регрессии вместо прогресса». Он писал оливы то словно сопротивляющимися силам природы («Оливовая роща», 1889), то серебрящимися или белеющими на фоне голубого неба («Оливы на фоне бледного неба», 1889).
В момент душевного просветления было написано полотно «Сбор оливок» (1889, Национальная галерея искусства, Вашингтон), в котором тонко передано чувство человека, оказавшегося на мгновение на свободе (Ван Гогу разрешалось работать на этюдах, но все же под наблюдением надзирателя) и пораженного простотой и одновременно какой-то изысканной грацией и поэзией увиденной сцены. Как и другие произведения этого периода, картина написана в неяркой колористической гамме; в холодном дневном освещении предстают стройные стволы деревьев и фигурки трех девушек, собирающих плоды.
К подобным картинам, созданным в недолгие часы, когда болезнь отступала, относятся полотна «Сирень» (1889), «Ирисы» (1889), «Натюрморт с ирисами» (1889). Куст цветущей сирени в больничном саду и украшавшие здесь же клумбу фиолетовые хрупкие ирисы написаны Ван Гогом с любовью ко всему живому и тянущемуся к солнцу, как это было в период работы в Арле. В них нет той огромной жизненной силы, которая присутствовала в подсолнухах, но их образы тоже наделены декоративностью и изяществом, с которыми он всегда писал цветы.
Находясь в клинике, Ван Гог копировал с репродукций и гравюр произведения Жана Франсуа Милле, Оноре Домье, Рембрандта, Эжена Делакруа, Густава Доре («Сиеста», копия с Милле, 1890, Музей Орсэ, Париж; «Пьета», копия с Делакруа, 1889, Музей Ван Гога, Амстердам). На сюжет одной из гравюр Густава Доре было написано полотно «Прогулка заключенных» (1890). Находясь под постоянным надзором в клинике, он испытывал то же чувство безысходности своего положения, что и шагающие по узкому тюремному дворику заключенные. Возможно, в изображении фигуры в центре шеренги заключенных Ван Гог изобразил самого себя.
« назад далее »
|