Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Терасса ночного кафе
Терасса ночного
кафе в Арле, 1888


   
  

Еще одна
биография


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

   
  
   
Прогулка заключенных
Прогулка
заключенных, 1890


  

Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога

В Нюэнене Винсент Ван Гог создал много рисунков, на которых запечатлен труд ткачей этого маленького городка. Их ткацкие станки, «черные махины из грязного дуба», он сравнивал с клетками, в которые, подобно животным, заключены рабочие. Атмосфера однообразного и тяжелого труда ткачей Нюэнена хорошо передана и в картине «Ткач» (1884). Огромный ткацкий станок, действительно, напоминает клетку, грохочущий агрегат, подавляющий фигуру управляющего им человека. Первое крупное живописное произведение Винсента Ван Гога, его полотно «Едоки картофеля» (1885), было написано во время пребывания в Нюэнене. Работая над ним, художник исполнил сотни рисунков и этюдов, засиживаясь в крестьянских домах до темноты, до тех пор, пока еле различал краски на палитре. Он зарисовывал лица крестьян, предметы их быта, стремился передать эффект ночного освещения. Пятеро голландских крестьян изображены на полотне сидящими в деревенской хижине за столом со скудным ужином, состоящим из вареного картофеля и кофе. Их лица освещены желтым светом лампы, свисающей с потолка, и сами они исполнены какой-то особой теплоты, христианского милосердия по отношению друг к другу. Возможно, не случайно Винсент во время работы над этой картиной писал брату Тео о христианском милосердии, об утешении верой в Бога, которое находят своим страданиям рабы в книге Гарриэт Бичер Стоу «Хижина дяди Тома». Землистые, почти монохромные краски подчеркивают формы оцепенелых, искалеченных трудом фигур и рук крестьян, гнетущую убогость жилища, где они смогли собраться для короткого отдыха лишь в поздние часы. «Я старался подчеркнуть, - писал Ван Гог, - что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду». Именно эта картина, в которой наиболее ярко были выражены художественные взгляды Винсента Ван Гога, дает возможность говорить о его программном желании создавать искусство для тех, «кто не умеет красиво говорить», изображать жизнь простых людей, близких к природе.
После смерти отца в марте 1885 года Винсент в ноябре этого же года покинул Нюэнен и переехал в Антверпен. Здесь он много времени проводил в музеях, посещал классы Школы изящных искусств, работал над штудиями обнаженных моделей в частных школах. Но главным итогом недолгого пребывания Ван Гога в Антверпене было его знакомство с живописью Петера Пауля Рубенса, под влиянием которой он увлекся проблемами колорита, высветлил палитру. Его непродолжительное обучение в Школе изящных искусств закончилось ссорой с руководством из-за манеры рисования.
О пасторской деятельности отца рассказывает его картина «Натюрморт с раскрытой Библией» (1885). Все предметы объединены в ней символическим значением, строго и патетично повествуя о жизни человеческого духа. Впечатления от Антверпена, этого большого города, охватившие художника, воодушевление от соприкосновения с его жизнью выражены в пейзаже «Дома в Антверпене» (1885). 28 ноября 1885 года Винсент писал Тео: «Мне бы хотелось погулять там, в Антверпене с тобой лишь для того, чтобы понять, одинаково ли мы видим (...). Там можно делать все: виды города, самые разные фигуры.., но в первую очередь что-нибудь в японском духе». Это первое упоминание Ван Гога о японском искусстве, которым он будет увлекаться позднее, открывая особую пластику цвета и линии, в первую очередь, в японской гравюре. В этой картине в ритме сопряженных под углом домов, в их уютных маленьких двориках, взгляд на которые дан сверху, в поиске контрастных тонов ощущается связь с построением пространства в японской гравюре. В Антверпене Винсент Ван Гог прожил до февраля 1886 года. На этом завершился голландский период его творчества. Вся дальнейшая жизнь была связана с Францией. Там его искусство постепенно приобрело признание.
Весной 1886 года Винсент приехал в Париж к брату Тео, который занимал уже пост директора фирмы «Гупиль и К», перешедшей к новым владельцам. Тео узнал о его приезде неожиданно. Винсент прислал ему записку с предложением встретиться в Лувре. Сначала Ван Гог жил в скромной квартире брата на улице Лаваль (Ныне - улица Виктор-Массе), а затем перебрался на улицу Лепик, вид которой запечатлел в одном из своих полотен парижского периода («Вид из окна в Париже на улице Лепик», 1887). Художественная жизнь столицы захватила Винсента. В 1886 году здесь происходили многие значительные события, определившие пути дальнейшего развития европейского искусства. В галерее на улице Лафит была организована последняя, восьмая, выставка импрессионистов, показавшая уже глубокое различие манер живописцев этого направления. На ней, в частности, было представлено полотно Жоржа Сера «Прогулка на острове Гранд-Жатт», исполненное в технике дивизионизма (от фр. divider - разделять), или пуантилизма (от франц. point — точка), созданной им вместе с Полем Синьяком. Оба художника стали лидерами нового направления дивизионизм (или пуантилизм), в 1884 году основали Салон независимых, где выставлялись мастера, которых не допускали к участию в ежегодных официальных выставках в Салоне.
Теория разложения цвета на составные части, живопись дивизионистов, строящаяся на раздельных точечных мазках в расчете на оптическое смешение цветов при восприятии, заинтересовала Ван Гога, как и произведения импрессионистов. Винсент познакомился с Жоржем Сера и Полем Синьяком, Клодом Моне, Камилем Писсарро, Альфредом Сислеем, Пьером Огюстом Ренуаром. Особенно сблизился он с Синьяком, Писсарро, а также с Анри де Тулуз-Лотреком, с которым встретился в мастерской Фернана Кормона. Под наблюдением этого художника-академиста он в течение почти полугода с упорством рисовал с натуры, исполняя копии с гипсов. Анри де Тулуз-Лотрек стал его постоянным товарищем в прогулках по кабаре Монмартра. В мастерской Кормона произошло знакомство Винсента и с молодым живописцем Эмилем Бернаром, остававшимся его другом до конца жизни.

« назад     далее »


"Птица в клетке отлично понимает весной, что происходит нечто такое, для чего она нужна - она отлично чувствует, что надо что-то делать, но не может этого сделать и не представляет себе, что же именно надо делать. Сначала ей ничего не удается вспомнить, затем у нее рождаются какие-то смутные представления, она говорит себе: «Другие вьют гнезда, зачинают птенцов и высиживают яйца», и вот уже она бьется головой о прутья клетки. Но клетка не поддается, а птица сходит с ума от боли... Что же все это такое - выдумки, фантазия? Едва ли. И тогда спрашиваешь себя: «Доколе же, Господи? Неужели надолго, навсегда, навеки?» (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru