Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
В 1886 году во Франции начинало набирать силу и еще одно новое направление в живописи - символизм, возникшее сначала в литературной среде. В «Манифесте символизма», опубликованном в газете «Фигаро» критиком Жаном Мореасом, провозглашались идеи живописи, порывающей с реалистическими традициями искусства середины XIX века, обращенной к внутренней жизни человека, его подсознанию, а потому загадочной, таинственной, а не изображающей непосредственную реальность.
Весь парижский период творчества, продолжавшийся до февраля 1888 года, прошел для Ван Гога в поисках новой живописной манеры, в экспериментах с цветом. «В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя использовать», - писал он. Умение достигать этих цветовых контрастов он нашел в живописи Камиля Писсарро, а также Адольфа Монтичелли, французского живописца, чьи натюрморты с цветами привлекли его внимание. В утонченном искусстве импрессионистов Ван Гогу импонировало их умение наблюдать действительность, передавать малейшие изменения в жизни природы. Ему нравилась живописная маэстрия их полотен, создававшихся на пленэре.
Он заимствовал у них не только метод работы светлыми красками, но и сами сюжеты, в которых импрессионисты любили передавать вибрацию
света, зыбкость воздуха в различное время дня и при различных погодных условиях в городском или в сельском пейзаже.
В полотнах «Сады Монмартра» (1887, Музей Стеделийк, Амстердам) и «Участки на холме Монмартр» (1887) виды современного салона Монмартра написаны открытыми мазками и точками. В этих пейзажах Ван Гог попытался соединить приемы импрессионизма и дивизионизма, добиваясь прежде всего эмоциональной выразительности каждого из основных цветов (красного, желтого, синего) в сочетании с дополнительными (зеленым, оранжевым, фиолетовым). Их оптические смешения гораздо более просты, чем в полотнах дивизионистов, а небо на задних планах написано в «старой» манере - расплывчатыми пятнами голубого и белого цветов. В подобной «точечной» манере исполнены пейзажи «Вид из окна в Париже на улице Лепик» и полотно «Интерьер ресторана» (1887, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Ван Гог обращается к характерным для импрессионистов сюжетам — городскому пейзажу и воспроизведению интерьера, пытается передать пространство фрагментарно в импрессионистической «зыбкой» живописной манере.
В компании Бернара и Синьяка Винсент в 1887 году выезжает в Аньер на Сене, где любили работать импрессионисты и дивизионисты. «Я увидел здесь столько красок, сколько раньше никогда не доводилось», - писал он. В Аньере были написаны картины «Мосты в Аньере» (1887) и «Ресторан Сирена» (1887). В обоих полотнах тонко передано цветом ощущение теплого времени года, медленного течения жизни в маленьком провинциальном городке, расположенном в нескольких километрах от Парижа. Как и в работах Моне и Ренуара, в картине «Мосты в Аньере» особую динамику композиции придает мчащийся по мосту паровоз - символ эры технического прогресса.
Ван Гог избирает точку зрения на этот первый мост, по которому движется локомотив, чуть снизу, благодаря чему открывается перспектива Сены с другим мостом и композиция пейзажного пространства приобретает напряженность, не свойственную полотнам импрессионистов. В картине Ресторан «Сирена» тоже ощутима передача большей «напряженности жизни» в передаче атмосферы летнего дня на тихой улочке Аньера. Это умение художников-постмодернистов передавать «напряженность жизни» подметил Эмиль Бернар. В их живописи выразилось особое, страстное желание передать цветом новое видение натуры, пределы жизни которой в их работах гораздо шире, чем в более камерных полотнах импрессионистов.
В Париже, в нескольких милях от дома Ван Гога, у подножия Монмартра находился бульвар Клиши, уголок которого запечатлен на полотне «Бульвар Клиши» (1887). Это, пожалуй, самая «импрессионистическая» работа Винсента Ван Гога. Перспектива городского пространства изображена здесь чуть сверху, что позволяет усилить ощущение жизни города во времени. Экспрессивными легкими мазками передана зыбкая атмосфера воздуха, в которой не так объемно выглядят дома, деревья, фигуры людей.
На бульваре Клиши находилось кафе «Тамбурин», где часто бывал Ван Гог. Весной 1887 года в залах кафе группа художников организовала небольшую выставку. Винсент назвал их группой «Малых бульваров», как бы противопоставив ее более признанным мастерам «Больших бульваров». Он мечтал о создании некого сотрудничества художников, в среде которых царило бы единодушие, а не соперничество, которое его так угнетало, когда он жил в Париже. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», - писал он Тео.
Хозяйкой кафе «Тамбурин» была итальянка Агостина Сегатори, немолодая дама, в прошлом известная натурщица, с которой у Ван Гога был короткий роман. Она запечатлена на полотне «Женщина в кафе «Тамбурин» (1887) и, возможно, на картине «Итальянка» (1887, Музей Орсэ, Париж). Эти образы открывают серию изображений характерных моделей в колоритных ярких костюмах. Передача индивидуального в образах людей увлекала и импрессионистов.
« назад далее »
|