Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
Ван Гог так же стремится передать тончайшие нюансы настроения людей, но цвет в его работах наделен уже гораздо более серьезной функцией: он способен усиливать эмоциональность и психологическую глубину образа. Цветовые созвучия и контрасты, о важности которых он размышляет, создают не просто эффектное декоративное обрамление фигур в картинах «Итальянка» и «Портрет папаши Танги» (1887), они способствуют раскрытию внутренней образности моделей. Жульен Танги, или папаша Танги, был парижским торговцем гравюрами. Тео и Винсент Ван Гог коллекционировали японские гравюры и часто посещали его магазинчик на улице Клозель. Винсент написал его на фоне японских гравюр, подчеркивающих мир увлечений этого добродушного, остро чувствующего красоту человека.
Танги был поклонником искусства Ван Гога. Он не соглашался продавать этот портрет, и только после смерти владельца он достался Огюсту Родену, поэтому и находится в наши дни в Музее Родена.
В процессе увлечения собиранием японской гравюры была создана картина «Копия с японской гравюры» (1887). Женская фигура, по-видимому, была скопирована с обложки журнала, а декоративно смотрящийся пейзажный фон создан фантазией художника, увлекавшегося живописью Хиросиге и Хокусая, восхищавшегося их умением находить звучные сочетания больших, очерченных контуром цветовых плоскостей.
Эксперименты с цветом увлекали Ван Гога и в натюрмортах. В парижский период были написаны картины «Натюрморт с мальвами» (1886), «Натюрморт с цинниями» (1887, Музей Орсэ, Париж), «Фритилярии в вазе» (1887), «Натюрморт с фруктами» (1887, Музей Ван Гога, Амстердам). В этих полотнах с изображением цветов и фруктов - сочных соцветий бордовых мальв в простой коричневой глиняной вазе, изысканных венчиков оранжевых фритилярий в бронзовом кувшине, изящных и нежных белых цинний в керамической вазе ярко-зеленого цвета - художник искал тончайшие колористические нюансы в сочетаниях тонов и полутонов. А в полотне «Натюрморт с фруктами», которое английский живописец Джеймс Уистлер назвал «гармония желтого цвета», тоже исполненном под влиянием живописи импрессионистов,
Ван Гога увлекла разработка гаммы оттенков желтого цвета, который был его любимым в красочной палитре и олицетворял силу света солнца, дающего жизнь всему живому.
Воплощением этой особой жизненной силы солнца стал для Ван Гога цветок подсолнуха. Полотно «Натюрморт с четырьмя подсолнухами» (1887) - первое в знаменитой серии Ван Гога «Подсолнухи», над которой он будет работать позднее, живя в Провансе, на юге Франции. В сильных стеблях срезанных подсолнухов и оранжево-желтых цветках с острыми, словно трепещущими лепестками Ван Гогу удалось передать ощущение медленно покидающей растения жизни. Небрежно брошенные рукой человека, жестоко нарушившего их естественное существование, подсолнухи словно взывают о сострадании. Этот натюрморт, исполненный с огромным декоративным мастерством, полон чувства трагической внутренней силы, исходящей от этих цветов, все еще тянущихся к свету солнца.
О драматических коллизиях жизни Винсента Ван Гога, о его непростом пути к профессиональному творчеству повествует натюрморт «Пара башмаков» (1887). Купленные еще в Боринаже, истоптанные ботинки с гвоздями в подошвах несут в себе ностальгические ноты воспоминаний, их изображение приобретает символическое звучание, в рассказе о нелегком поиске своего пути в искусстве.
За период двухлетнего пребывания в Париже Ван Гог создал 200 картин и 50 рисунков. Среди его живописных работ было более 20 автопортретов. Портрет отныне стал его любимым жанром, а в автопортрете проявилась любовь к самооценке, выявлению самых глубинных переживаний своей остро чувствительной натуры в годы интенсивной парижской жизни. Один из самых ранних автопортретов этого времени – «Автопортрет с трубкой» (1886) - написан еще в живописной манере голландского периода: темной коричнево-красной красочной гамме, без использования импульсивных отрывистых красочных мазков, со стремлением выявить пластикой светотени объем полуфигуры. В импрессионистической манере исполнены другие автопортреты 1887 года (Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;
Муниципальный музей, Амстердам; Музей Орсэ, Париж), а также «Автопортрет с эффектом нимба» (1887, Музей Ван Гога, Амстердам). Ритмичные мазки неярких цветов, их контрастные сочетания привносят ощущение зыбкой внутренней динамики в образ художника, то вопросительно, то тревожно, то грустно смотрящего с этих портретов на зрителя. Очень разные по восприятию собственного внешнего облика автопортреты парижского периода тонко передают напряженную духовную жизнь Ван Гога. Он предстает в них то более уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе («Автопортрет в фетровой шляпе», 1887), а то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой («Автопортрет в соломенной шляпе», 1888; 1886-1888, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Ван Гог изображает себя с палитрой перед мольбертом в момент смятения («Автопортрет за мольбертом», 1888). Он словно хочет видеть себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов в написании полуфигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада, ищущего и не всегда находящего в своей душе ответа на волнующие его вопросы.
« назад далее »
|