Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Терасса ночного кафе
Терасса ночного
кафе в Арле, 1888


   
  

Еще одна
биография


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

   
  
   
Прогулка заключенных
Прогулка
заключенных, 1890


  

Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога

В Арле Винсент Ван Гог обрел немало друзей, хотя и жаловался в письмах к Тео, что в провинции к приезжим настороженно относятся. Среди них были супруги Жину, владельцы привокзального кафе, почтальон Рулен и его супруга, портреты которых написал художник. В образах арлезианцев остро схвачена мимика лиц: южный темперамент пожилой дамы («Арлезианка <Портрет мадам Жину>», 1888), нежная грация юности («Мусме», 1888), доброта и непосредственность простых людей («Почтальон Рулен», 1888; «Портрет Пасьянса Эскалье», 1888; «Колыбельная. Портрет мадам Рулен», 1889, Муниципальный музей, Амстердам).
Ван Гог восхищался независимым характером почтальона Жозефа Рулена. Он писал его портрет несколько раз, то изображая его полуфигуру на различных цветных фонах, то сидящим в кресле, но всегда прямо и открыто смотрящим на зрителя, словно в момент полемики с кем-то, кто беседовал с ним. Яркие зеленые фоны «в цветочек» в портретах из собрания нью-йоркского Музея современного искусства и Государственного музея Крёллер-Мюллер в Оттерло привносят декоративность в композиции полотен, их отблески «играют» в завитках красивой расчесанной надвое бороды Рулена. В портретах всегда подчеркнута открытость, веселый нрав этого человека. На подобном ярком декоративном фоне представлена в портрете и мадам Рулен. От ее образа веет теплом и покоем. Мадам Рулен вызывала у художника воспоминания о детстве, тепле и уюте родительского дома. Несколько раз писал Ван Гог и крестьянина Пасьянса Эскалье, который работал на одной из ферм в долине Кро, южнее Арля. Как и свои пейзажи с хлебными полями, он создавал его портреты в разгар уборочной страды, при ярком солнечном свете, передавая красочность его костюма, покрытое морщинками, одновременно, суровое и печальное лицо крестьянина. Черты грубого лица Пасьянса Эскалье и характер напомнили художнику дикого зверя, что он сумел передать в его изображениях.
Портрет, по-прежнему, оставался любимым жанром Ван Гога. Он наделял каждый образ своей фантазией, вкладывал в него «что-то личное, что я ощущаю в себе», как писал он. В молодом бельгийском художнике Эжене Бош, прочитав биографию Данте, он увидел сходство с образом этого великого поэта («Портрет Эжена Боша. Поэт», 1888, Музей Орсэ, Париж). А в красавце зуаве Эжене Милье, изображенном под гербом своего полка, — удачливого героя-любовника («Портрет Эжена Милье <Любовник>», 1888). Но, пожалуй, самый колоритный образ в серии портретов арльского периода - это мадам Жину, «прекрасная арлезианка». Ван Гог считал жительниц города очень красивыми, арлезианки славились своей красотой, он восхищался в письмах к Тео живописностью их костюмов, яркими зонтиками. Но, тем не менее, в одном из писем упоминал о том, что «Арль когда-то славился красотой женщин и костюмами. Теперь на всем лежит отпечаток заброшенности и уныния».
Образ мадам Жину тоже несет в себе ноты щемящей тоски, чувства одиночества, которое испытал художник и в Арле. Теплота, испытываемая Ван Гогом по отношению к этой женщине, усиливалась тем, что она тоже страдала от периодов депрессий. Он написал мадам Жину рядом со своими двумя любимыми книгами — «Хижина дяди Том»а Гарриэт Бичер-Стоу и «Рождественские истории» Чарльза Диккенса. Как в картине Ночное кафе, в этом портрете выражены самые глубинные переживания Ван Гога, предвосхищающие трагический исход его работы в Арле. Известно, что основой для этого портрета послужил рисунок Поля Гогена, оставленный ему в Арле. Ван Гог позднее даже предлагал считать все созданные им три версии портрета мадам Жину их совместной работой.
Винсента Ван Гога никогда не интересовали исторические памятники, его привлекала только современная ему жизнь. Поэтому так контрастно смотрится сцена из нее на фоне развалин средневекового некрополя, расположенного за стенами Арля («Аликаны. Осень», 1888) или бал на арене римского цирка, куда художник ходил смотреть бои быков («Арена в Арле», 1888, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Полотно «Аликаны». Осень выполнено на грубой льняной материи - джуте. Оно служило украшением одной из комнат в Желтом домике. По аллее с древними саркофагами, вид на которую открывается от правого угла сверху, идут арлезианцы, фигурки которых очень пластично смотрятся на фоне осеннего пейзажа. «Угловая» перспектива позволяет создать динамичную композицию и на картине «Арена в Арле». Толпа посетителей бала и тореадоры, сражающиеся с быками вдали, объединены атмосферой оживления и веселья, царящих на этом красочном народном гулянии.
Из Арля Ван Гог выезжал в долину Кро, расположенную на юго-востоке Прованса, на этюды. Сцена сбора винограда крестьянами в долине Кро изображена на полоне «Красные виноградники» (1888). Всегда увлеченный поиском ярких цветовых сочетаний, Винсент был очарован красотой осенних красок этого уголка природы. Краски осени Прованса переданы здесь на той же «высокой ноте», что и желтый цвет в его подсолнухах или эффекты ночного освещения в картинах арльского периода. Примечательно, что это была единственная работа, проданная художником при жизни в 1890 году на выставке «Группа двадцати» в Брюсселе.

« назад     далее »


"Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь, и такая позиция ведет к застою, к посредственности. Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь. Ты не представляешь себе, как парализует художника вид вот такого пустого холста, который как бы говорит: «Ты ничего не умеешь». Холст таращится, как идиот, и так гипнотизирует некоторых художников, что они сами становятся идиотами. Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: "Ты ничего не умеешь". (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru