Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
Пшеничные поля в окрестностях Арля, которые писал Ван Гог, то спокойно и широко простираются вплоть до гряды гор на горизонте, то Ван Гог изображает определенный их участок, в пространстве которого доминируют крепкие формы стогов. На их поверхности играют подвижные мазки разнообразной конфигурации и различных оттенков желтого цвета. Они подчеркивают крепость форм стогов, колосья которых словно топорщатся, сопротивляясь всеми своими силами сотворенному над ними человеком произволу. Чувство необъятного и полного скрытых стихийных сил природы передано в этих пейзажах Винсента Ван Гога с большой эмоциональной силой. В них ощущается рука голландского живописца, для которого любая частица природы олицетворяет ее огромный космический мир.
Маленькой частью огромного природного мира смотрится и фигура сеятеля в полотне «Сеятель» (1888). Как и в одноименном полотне Жана Франсуа Милле, которому подражает Ван Гог, она олицетворяет вечный круговорот жизни в природе. Здесь Ван Гог попытался передать в этой картине эффект освещения поля в момент заходящего солнца густо положенным экспрессивными мазками желтого, синего, красного, черного и белого цветов. И хотя он остался недоволен своей работой, по смелости живописного исполнения это одна из лучших его картин арльского периода.
Возможно, как художника-голландца Ван Гога привлек раздвижной мост через канал, который он запечатлел на полотне «Мост де Ланглуа» (1888). Название закрепилось за мостом в связи с именем охранявшего его часового. Это один из мостов через канал, соединяющий город со Средиземным морем. На берегу канала Ван Гог запечатлел прачек, стирающих белье, повозку, едущую через мост. Композиция картины напоминает гравюру Андо Хиросиге «Мост Охаши во время дождя» (1857). В полотне Ван Гога она строится на больших плоскостях любимых художником желтых и синих цветов, тонкая декоративность колористического решения вызывает ассоциацию с японскими гравюрами. «Это место кажется мне таким же прекрасным, как Япония,
из-за прозрачности воздуха и жизнерадостности красок», — писал художник из Арля Тео.
Во время пребывания в Арле Ван Гог всего лишь несколько раз выезжал в окрестные места. Он мечтал увидеть Средиземное море, и его желание осуществилось 30 мая 1888 года, когда он посетил Сен-Мари де ла Мер, расположенный в 35 милях от Арля. Здесь за пять дней он сделал много рисунков и этюдов. По возвращении в город на их основе были написаны полотна «Рыбацкие лодки в Сен-Мари» (1888) и «Море в Сен-Мари» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва). Разноцветные лодки в полотне из собрания амстердамского музея «напоминают цветы», как писал сам художник. Четкие линейные очертания их заостренных форм придают изображению изящный графизм, заставляя вспомнить японские гравюры.
Ван Гог считал, что может достичь большей свободы, подражая японцам, «которые рисуют быстро», так как «их нервы спокойнее, а чувства проще». Он полагал, что станет «свободнее», если останется в Сен-Мари, но, несмотря на это желание возвратиться на море, он никогда больше не был там.
Ван Гог мало изображал сам город Арль, но, тем не менее, три его картины – «Звездная ночь над рекой Рона» (1888), «Терраса кафе на площади Форум» (1888) и «Ночное кафе» (1888) - стали подлинными шедеврами его арльского периода. Ван Гог очень любил свое полотно «Звездная ночь над рекой Рона» (Оно предшествовало его знаменитой картине «Звездная ночь», 1889). Как поэтическое видение возникает вид города в сиянии звезд, отражающихся в водах Роны. Ощущение покоя в жизни маленького провинциального города рождает полотно «Терраса кафе на площади Форум». В этом полотне «уроки» импрессионизма трансформируются с присущей художнику особой экспрессией цвета и линии в построении композиции. Изображенное пространство улочки
Арля с кафе «Альказар» (Оно существует и поныне) живет своей жизнью, гораздо более напряженной, чем в картинах парижских мастеров. Видимое сквозь тесно стоящие дома небо и светящиеся звезды на нем создают ощущение сопричастности жизни этого тихого уголка города грандиозному по своей силе миру природы. В этом, казалось бы, тихом ночном существовании Арля заключена та «напряженность жизни», которую умел передавать Ван Гог, видевший жизнь натуры во времени ярче, интенсивнее, драматичнее, чем импрессионисты.
Это относится и к полотну «Ночное кафе», одному из самых, быть может, жестких в передаче драматических сторон действительности, которые волновали его. Ван Гог словно написал интерьер этого притона для бродяг, сидя за одним из его столиков. «Я пытался выразить темную силу этого заведения», -писал он о кафе «Альказар». Интерьер с грубой мебелью и бильярдным столом в центре, фигуры спящих за столиками ночных посетителей — все создает атмосферу уныния и заброшенности жизни провинциального города. В подобной картине жизни Арля нет ничего жизнерадостного, как в описаниях быта жителей южной Франции Альфонса Доде. Ван Гог отметил это в одном из писем. В своем творчестве он всегда хотел «не выдумывать всю картину», а следовать своему девизу: «Действительность - вот истинная основа поэзии».
« назад далее »
|