Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Терасса ночного кафе
Терасса ночного
кафе в Арле, 1888


   
  

Еще одна
биография


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

   
  
   
Прогулка заключенных
Прогулка
заключенных, 1890


  

Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога

Самым значительным событием в период пребывания Ван Гога в Арле был приезд туда Поля Гогена. Он гостил у художника с 23 октября по 26 декабря 1888 года. В знак начавшейся еще в Париже дружбы они обменялись картинами, а Тео купил одну из работ Гогена и выставил несколько его полотен в галерее своей фирмы. Ван Гог постоянно приглашал Гогена к себе в гости в Арль, и тот приехал к нему из Понт-Авена в Бретани. Ван Гог надеялся, что его друг возглавит в Арле содружество художников. Гоген поселился в Желтом домике, но после недолгого плодотворного совместного проживания их отношения испортились. Ссора между спокойным и педантичным Гогеном и импульсивным Ван Гогом вскоре дошла до разрыва. Под влиянием Гогена, его техники клуазонизма (То есть подражания живописи средневековых витражей), Ван Гог написал картину «Воспоминание о саде в Эттене» (1888, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она близка работам Гогена, о чем свидетельствует упрощенный колорит и контуры, четко отграничивающие цветовые пятна. Созданное в октябре 1888 года полотно «Спальня Ван Гога» также было написано под влиянием живописи Гогена. Его необычная композиция строится на резких сочетаниях плоскостей желтого, зеленого, оранжевого, фиолетового, синего цветов. «Мне кажется, что манера исполнения стала более лаконичной и мощной. Нет ни пуантилизма, ни подрисовки, ничего, кроме плоских гармоничных цветов», - писал Ван Гог. О надвигающейся ссоре и последовавшем за ней окончательном разрыве между художниками напоминают картины «Кресло Гогена» (1888) и «Стул и трубка» (1888-1889). Одиноко стоящие в пространстве комнат Желтого домика, они рождают чувство одиночества и непонимания со стороны друга, которое ощущал Ван Гог. 23 декабря ссора между ними завершилась трагической развязкой. Ван Гог угрожал Гогену бритвой, а позднее, вечером, отсек себе мочку уха. В луже крови его обнаружил почтальон Рулен. После отъезда Гогена в Париж они уже больше никогда не встречались, но состояли в переписке. Винсент был отправлен в больницу в Арль, где участие в его судьбе принял местный врач Реликс Рей, портрет которого в 1889 году написал Ван Гог («Портрет доктора Рея», 1889). В больнице Винсент пробыл до середины января 1889 года, но из-за приступов душевного смятения часто туда возвращался. Кроме того, обыватели Арля в своих петициях к властям требовали поместить «рыжего безумца» в психиатрическую клинику, выдворить его из города.
Знаменитое полотно Винсента Ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Институт Курто, Лондон) было написано зимой 1889 года. Оно стало документальным свидетельством трагической судьбы этого гениального художника. В середине апреля 1889 года Ван Гог переехал в дом Феликса Рея, но чувствовал себя здесь менее уютно, чем в Желтом домике. Восьмого мая 1889 года после очередного приступа в сопровождении местного пастора его вынуждены были отправить в клинику Сен-Поль де Мозоль в Сен-Реми, расположенную недалеко от Арля. Постепенно состояние художника стало улучшаться, и ему выделили комнату для занятий живописью, разрешили выходить за пределы клиники для работы на натуре. Ван Гог испытывал то моменты душевного просветления, то приступы болезни, и эти перемены его состояния нашли отражение в работах, исполненных во время пребывания в Сен-Реми (с 8 мая 1889 года по 20 мая 1890 года).
Лечебница в Сен-Реми была запечатлена Ван Гогом в полотнах «Больница в Сен-Реми» (1889, Культурный центр и Художественный музей Арманда Хаммера, Лос-Анджелес, Калифорния) и «Больница в Сен-Реми» (1889). Винсент часто писал здание со стороны центрального входа с изображением старых сосен на первом плане. Их искривленные стволы и раскидистые кроны почти закрывают небо, а коричневая земля вздымается буграми. Столь же напряженное композиционное построение использует Ван Гог и в картине «Больничный сад в Сен-Реми» (1889). Здание лечебницы изображено со стороны парка, в котором внимание художника привлекло старое, пораженное молнией дерево. И как резкий контраст этому поверженному природой исполину смотрится перед ним куст нежно белеющих, но отцветающих роз. Маленькие фигурки людей и пустующие скамьи парка дополняют этот пейзажный мотив, выглядящий все равно безлюдным и грустным.
Из окна больницы было видно хлебное поле, и Винсент писал брату Тео, что он может наблюдать восход солнца. И это хлебное поле тоже стало мотивом для ряда его картин, написанных в Сен-Реми.
Во время депрессий у художника нередко возникали мысли о самоубийстве. В полотне «Жнец» (1889) образ жнеца, сменивший образ сеятеля, был задуман, судя по письмам Ван Гога, как олицетворение смерти, пожинающей свой урожай — человечество. «Это образ смерти в том входе, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине "почти улыбающееся настроение", и это кажется мне довольно забавным - я-то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки», — писал Ван Гог. Мотив поля, примыкавшего к клинике, повторяется и в картине «Пейзаж в Сен-Реми» (1889, Художественный музей, Индианаполис, Индиана). На фоне сине-фиолетовых гор тоже изображена одинокая фигура крестьянина со снопом сжатой пшеницы, а куст чертополоха на первом плане символизирует библейскую притчу о хлебе и плевелах. Ощущение напряжения и беспокойства, которое испытывает Ван Гог, передано в изображениях кипарисов, их он вводит в пейзажи с хлебным полем («Хлебное поле с кипарисами», 1889).

« назад     далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  »  Материалы для изготовления ограды на кладбище – металл или гранит (гранитный цоколь).

"Птица в клетке отлично понимает весной, что происходит нечто такое, для чего она нужна - она отлично чувствует, что надо что-то делать, но не может этого сделать и не представляет себе, что же именно надо делать. Сначала ей ничего не удается вспомнить, затем у нее рождаются какие-то смутные представления, она говорит себе: «Другие вьют гнезда, зачинают птенцов и высиживают яйца», и вот уже она бьется головой о прутья клетки. Но клетка не поддается, а птица сходит с ума от боли... Что же все это такое - выдумки, фантазия? Едва ли. И тогда спрашиваешь себя: «Доколе же, Господи? Неужели надолго, навсегда, навеки?» (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru