Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
Весной 1877 года Винсент решил поступить на богословский факультет университета в Амстердаме, но после года подготовительных занятий прервал учебу. Он испытал большую радость, когда в январе 1879 года ему удалось получить должность проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Он преподает шахтерам Закон Божий, помогает им, ведет здесь совершенно нищенское существование христианского проповедника, выезжая и в соседнее селение Кем. В Боринаже, где он жил до октября 1880 года, Винсент много рисовал. К этому периоду относятся листы «Возвращение рабочих» (1880), «Шахтеры» (1880, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), где изображены шахтеры Боринажа, занятые тяжелым трудом. Вера в необходимость социальных изменений в обществе, в скорые «огромные перемены» не покидает Винсента.
«Скоро переменится все. Мы живем в последней четверти века, который, как и предыдущий, завершается грандиозной революцией... мы конечно все равно не доживем до лучших времен, когда великая буря очистит воздух и обновит все общество... Надо говорить так: нас еще гнетет удушливый зной, но грядущие поколения уже смогут дышать спокойнее», - писал он. Такие мысли проповедника Ван Гога не могли удовлетворить церковное начальство, и оно освободило его от должности. Винсент остался без средств к жизни. Именно в этот период он принял окончательное решение стать художником и в октябре 1880 года отправился в Брюссель, где поступил в Академию художеств. Однако из-за своего бунтарского характера он вскоре прервал учебу и посвятил себя самостоятельным занятиям в основном рисунком. Его главными кумирами в живописи были французы Жан Франсуа Милле, Теодор Руссо, Оно-ре Донье,
Констан Тройон и голландец Антон Мауве, дальний родственник по материнской линии.
Винсент Ван Гог считал, что пойдет «своим путем, не считаясь с современной школой», в нем жила исступленная страсть против устоев буржуазного общества. «Я останусь псом, я буду нищим, я буду художником», - писал он брату Тео, полагая, что «остаться человеком в современном обществе можно, только избрав участь собаки». Эти взгляды на жизнь вызывали отчаяние у Тео, и он призывал брата хоть иногда считаться с общественными условностями.
В апреле 1881 года Винсент из Брюсселя возвратился в Голландию, в город Эттен, куда переехала его семья. Здесь он создал две первые живописные работы – «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (1881) и «Натюрморт с пивными стаканами и фруктами» (1881, Музей фон дер Хейдт, Вупперталь). В обоих натюрмортах простые окружающие человека предметы изображены с большим теплом. Возможно, «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» исполнен под руководством Антона Мауве, у которого Винсент брал уроки, когда жил в Гааге. Уже к этим двум самым ранним произведениям художника Ван Гога можно отнести сказанные им слова, ставшие впоследствии лейтмотивом его творчества: «Нет ничего более художественного, чем любить людей». Вниманием к образам простых людей, их труду и быту проникнуты и исполненные
в Гааге рисунки с изображением рабочих песчаного карьера, моряков, рабочих, церковных прихожан («Штопальщица», 1881; «В церкви», 1882, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; Лотерея, 1882, Музей Ван Гога, Амстердам). В его графике и в живописи появляется образ Христины Марии Хоорник, по прозвищу Син, уличной женщины, имеющей дочь, в судьбе которой Винсент принимает участие и даже предполагает жениться на ней (Син, 1883). Однако их совместная жизнь не сложилась, и Винсент покинул Гаагу, переехав в провинцию Дренте, расположенную в северной Голландии. Здесь с сентября по ноябрь 1883 года он написал полотна «Хижины в Хоогевене»(1883), «Вересковая пустошь» (1883), «Женщины, копающие в поле» (1883, Музей Ван Гога, Амстердам). В этих работах ощутимо влияние Милле, изображавшего сцены крестьянского труда, природу сельской Франции.
В палитре Ван Гога преобладают темные краски, передающие суровость природы Голландии, неяркое освещение ее широких, поросших вереском полей.
Важным для формирования искусства Ван Гога стало его пребывание в Нюэнене, городе на севере Брабанта, где в 1882 году его отец получил приход. Винсент провел здесь два года (с декабря 1883 по ноябрь 1885 года), создав сотни рисунков и картин. Рисунки «Жнец» (1884) и «Женщина, складывающая снопы» (1884), выполненные энергичной линией, остро выразительны, в них переданы характерные движения крестьян, очерчены их крепкие фигуры. В окрестностях Нюэнена написаны пейзажи «Хижина на закате солнца» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам), «Тополиная аллея» (1885), «Осенний пейзаж с четырьмя деревьями» (1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В них средствами колорита уже были тонко переданы слитность деревьев, построек, фигурок людей со световоздушной средой, характер освещения в осенние дни, когда природа оживлена яркими красками листьев ив, тополей и ветел, уже увядающего травяного покрова.
Лирическое настроение рождает и пейзаж «Церковь в Нюэнене» (1884), краски которого поэтично передают ощущение осеннего дня на улочке около церкви, возле которой живо беседуют горожане. Пейзажи Нюэнена полны любви к родной природе, они передают настроение тихой грусти, сокровенные мысли и чувства художника.
« назад далее »
|