Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
К серии исполненных в Овере пейзажей относится и полотно «Пейзаж в Овере после дождя» (1890). Пейзаж с изображением вспаханного поля и дорогой вдали, по которой едет крестьянская тележка, передает ощущение теплого солнечного дня, мягко струящегося света, прозрачного чистого воздуха. Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Ван Гог продемонстрировал в нем свое непревзойденное мастерство в передаче пленэра средствами уже новой, постимпрессионистической живописи.
Но в Овере были созданы полотна «Церковь в Овере» (1890), «Овернский замок на закате» (1890), «Вороны над полем пшеницы» (1890), в которых выражено глубокое душевное волнение художника, приведшее его к трагическому финалу. Предвещающими трагедию смотрятся черные птицы над полем созревшей пшеницы и грозового августовского неба. Об отсутствии внутреннего душевного равновесия у художника говорят искривленные линии и диссонансные красочные сочетания в изображении средневековой церкви в Овере. Синева распростертого над ней темного неба и ведущие к ней кривые желтого цвета дорожки усиливают ощущение тревоги и беспокойства, которые создает это полотно. Драматична по своей цветовой гамме и картина «Овернский замок на закате». Ван Гог хотел передать в ней «вечерний эффект».
На фоне желтого неба в окружении темной зелени предстает расположенный вдали замок с фиолетовой крышей, вид на который открывается от дороги и растущего около нее почти черного персикового дерева. Именно в поле где-то около этого замка и произошла трагедия: 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера и 29 июля скончался.
Обстоятельства самоубийства художника остаются до сих пор не выясненными до конца. Те печаль и предельное одиночество, которые были выражены в его поздних полотнах, были отражением очередного приступа болезни. Он был огорчен, что брат, лишь однажды посетивший Овер, не сможет приехать туда на летние каникулы, так как испытывал финансовые трудности и был болен (Тео Ван Гог умер 25 января 1891 года, через несколько месяцев после смерти Винсента). Револьвер, из которого стрелял в себя художник, не был найден. После выстрела Винсент смог сам добраться до гостиницы, где его нашел хозяин, вызвавший доктора Гаше и Тео. Но помочь ему уже было нельзя. Винсент Ван Гог был похоронен в Овере, где его провожали в последний путь брат, Поль Гаше, папаша Танги, Эмиль Бернар и Камиль Писсарро.
Творческая биография погибшего в 37 лет Винсента Ван Гога насчитывает всего десять лет. За это время он создал более 800 картин и более 800 рисунков. Жизнь имела для него смысл только тогда, когда он мог работать: «Мне безразлично, проживу ли я больше или меньше... сорок лет... не более... жизнь имеет отношение ко мне только потому, что у меня есть определенные обязательства». Искусство, которому он был предан до фанатизма, взяло у него все: «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка». Возможно, в самоубийстве художник видел единственную возможность протеста против жестокого общества, от устоев которого он страдал. «Надеюсь, ты согласишься, что тут мы имеем право восставать против общества и защищать себя», - писал он Тео, выражая свое отношение к самоубийству.
Он всю жизнь верил в то, что работает не только для себя, мечтая об искусстве большого социального содержания, надеялся на «обновление» современного искусства: «Да здравствует грядущее поколение, а не мы». Приговор Ван Гога себе был жесток и несправедлив («Как художнику мне уже никогда не стать чем-то значительным — в этом я совершенно уверен», - писал он Тео), произведениями этого выдающегося художника ныне гордятся крупнейшие музеи мира. На родине Винсента Ван Гога, в городе Гроот Зюндерте, ему установлен памятник работы Осипа Цадкина, в Амстердаме создан музей художника, большая коллекция его живописных и графических произведений находится в Государственном музее Крёллер-Мюллер в Оттерло, благодаря собиранию их с начала XX века госпожой Крёллер.
«Мы, вероятно, рождены не для победы и не для поражения, а просто для того, чтобы утешать искусством людей или подготовить такое искусство», — писал Винсент Ван Гог. Но он вышел из этого нелегкого состязания с окружающей его жизнью победителем, создателем «нового», а не «утешающего» искусства, что и отвечало его заветным мечтам.
« назад
|