Терасса ночного кафе в Арле, 1888
|
|
| |
Еще одна биография
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
|
| |
|
Прогулка заключенных, 1890
|
| |
Елена Федотова. Биография художника Винсента Ван Гога
Знаменательны слова Ван Гога из его письма к брату Тео: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы, ведь в глазах есть нечто, чего нет в соборах, при всей их торжественности и величественности. Человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего, на мой взгляд, гораздо интереснее». Писать соборы, городские виды любили импрессионисты и дивизионисты, и эти слова сказаны как бы в пику их методу. Ван Гог осознал важность их искусства, поддавался его силе, но сумел сохранить индивидуальность, движимый фанатическим желанием создавать «свое искусство», «идти своим путем».
Интенсивная парижская жизнь подорвала здоровье Винсента, его импульсивный характер вызывал недовольство Тео. В конце концов, Винсент решает покинуть Париж. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - писал он брату. С 20 февраля 1888 года художник поселяется в Арле, городке в провинции Прованс. Возможно, он слышал разговоры Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека об Арле, читал роман Альфонса Доде «Тартарен из Тараскона», где действие происходит в близлежащем Арле. Во всяком случае, этот роман часто упоминается в его письмах. Арльский период (до 8 мая 1889 года) был временем расцвета таланта Винсента Ван Гога, временем освобождения от парижских влияний, поиска «иного цвета», желания увидеть «более яркое солнце».
Это был самый плодотворный период его жизни. Именно здесь, по его словам, он смог стать «необузданным колористом». «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - писал Винсент Тео в августе 1888 года. Однако он работал теперь только светлыми цветами красок на пленэре.
Винсент сначала поселился на улице Кавалери в арльской гостинице, но с сентября 1888 года снял Желтый домик, как назвал он небольшой особнячок на площади Ламартин, который сдала ему чета Жину, владельцы привокзального кафе. Здесь он впервые имел собственную мастерскую, которую оборудовал, получая небольшие деньги от Тео. Винсент мечтал создать здесь содружество художников, что-то наподобие группы в Понт-Авене Поля Гогена, с которым он познакомился и подружился в Париже. Желтый домик запечатлен на одноименном полотне (1888), но, к сожалению, был разрушен при бомбежке в годы Второй мировой войны.
Среди работ арльского периода много изображений цветущих деревьев – «Персиковое дерево» (1888), «Белый сад» (1888), «Сад, окруженный кипарисами» (1888). Цветущие арльской весной, окутанные бело-розовой дымкой, персиковые деревья поразили Ван Гога, создавшего несколько вариантов картин на эту тему. По-видимому, все упоминающиеся выше полотна были написаны в одном саду, но в совершенно различной цветовой гамме, которая каждой из них придает какой-то новый живописный аспект. Оттенки его любимого желтого цвета буйствуют в больших картинах с изображением сцен уборки урожая, видов хлебного поля со стогами («Урожай», 1888,
Национальный музей Израиля, Иерусалим; «Хлебные поля», 1888, Академия искусств, Гонолулу, Гавайи; «Жатва», 1888; «Стога», 1888; «Сеятель», 1888). Он рисовал, писал этюды под палящим солнцем в поле, чтобы передать искомую им «высокую ноту» желтого цвета, которой он добивался и в колорической гамме картин из серии «Подсолнухи», продолженной в Арле. «Действительность - вот истинная основа подлинной поэзии», - любил повторять Ван Гог. «Я, преувеличивая, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком: напротив, я нахожу ее уже готовой в природе. Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда».
Эти слова очень точно передают отношение художника к натуре, его, порой, мучительные поиски нужного звучания цветов, гармонии их сочетаний. Пшеничные поля в окрестностях Арля, которые писал Ван Гог, то спокойно и широко простираются вплоть до гряды гор на горизонте, то Ван Гог изображает определенный их участок, в пространстве которого доминируют крепкие формы стогов. На их поверхности играют подвижные мазки разнообразной конфигурации и различных оттенков желтого цвета. Они подчеркивают крепость форм стогов, колосья которых словно топорщатся, сопротивляясь всеми своими силами сотворенному над ними человеком произволу. Чувство необъятного и полного скрытых стихийных сил природы передано в этих пейзажах Винсента Ван Гога с большой эмоциональной силой.
В них ощущается рука голландского живописца, для которого любая частица природы олицетворяет ее огромный космический мир.
Маленькой частью огромного природного мира смотрится и фигура сеятеля в полотне «Сеятель» (1888). Как и в одноименном полотне Жана Франсуа Милле, которому подражает Ван Гог, она олицетворяет вечный круговорот жизни в природе. Здесь Ван Гог попытался передать в этой картине эффект освещения поля в момент заходящего солнца густо положенным экспрессивными мазками желтого, синего, красного, черного и белого цветов. И хотя он остался недоволен своей работой, по смелости живописного исполнения это одна из лучших его картин арльского периода.
Возможно, как художника-голландца Ван Гога привлек раздвижной мост через канал, который он запечатлел на полотне «Мост де Ланглуа» (1888). Название закрепилось за мостом в связи с именем охранявшего его часового. Это один из мостов через канал, соединяющий город со Средиземным морем. На берегу канала Ван Гог запечатлел прачек, стирающих белье, повозку, едущую через мост, выудить ее оттуда». Эти слова очень точно передают отношение художника к натуре, его, порой, мучительные поиски нужного звучания цветов, гармонии их сочетаний.
« назад далее »
|