Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог

   
  

Оглавление книги:


1. Бесплодная смоковница
» Безмолвное детство
» Свет зари
» Изгнание
» Защитник углекопов
» В моей душе...

2. Смерть для жизни
» Рука на огне
» Скорбь
» Призрачные деревни
» Едоки картофеля

3. Полдень - время самой короткой тени
» Антверпен Рубенса
» Свет Иль-де-Франса
» Арль японский
» Южная мастерская

4. Тайна при свете
» Человек без уха
» Монастырь Сен-Поль
» Вороны над полем

   
  
   
Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог

  
   

Скорбь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

  

Анри Перрюшо. "Жизнь Ван Гога". Книга о Винсенте Ван Гоге

Как то раз в лесу он писал клочок земли, вскопанный лопатой; разразился ливень, но Винсент оставался на своем посту. Когда гроза кончилась, он опустился на колени и долго разглядывал грязную мокрую землю, силясь постичь "великолепный темный тон, который лесная почва приняла после дождя". Но даже в экстазе Винсент всегда подмечал свои слабости. Каждый мазок вызывал у него тьму вопросов, которые он неотступно, неистово силился разрешить. О буковой роще, в которой он работал, Винсент говорил: "Надо так написать ее, чтобы в ней можно было дышать и прогуливаться и чтобы она была напоена запахами". Однако техника его еще слишком слаба, овладеть ей ему не удается. Почерк его остается избитым, лишенным подлинной оригинальности, однако уже угадывается истинная страсть. У Винсента были все основания удивляться, как это Герард Бильдерс, чьи "Письма" и "Дневник" он только что прочитал, мог сетовать на "чудовищную скуку, которую испытывал при создании картин. „Схватка с природой“ не оставляла Винсенту ни минуты отдыха. Он писал быстро, энергичными мазками, единым духом, чтобы не упустить переменчивых световых эффектов.

"В некотором смысле я рад, что не учился писать маслом. Может быть, тогда я научился бы оставлять без внимания подобные эффекты, а теперь я говорю: нет, именно они мне и нужны. Если это невозможно, значит, это невозможно, но я попытаюсь добиться своего, хоть и не знаю, как к этому подступиться. Я и сам не могу сказать, как я пишу картину. Когда я вижу нечто поражающее мое воображение, я усаживаюсь у белого холста, разглядываю то, что находится у меня перед глазами, и говорю себе: из этого белого холста ты должен что то создать. Возвращаюсь домой недовольный - отставляю холст в сторону и, немного отдохнув, разглядываю его с известной тревогой: я по прежнему не доволен - слишком живо стоит у меня перед глазами прекрасная природа, чтобы я мог быть доволен, и все же я вижу в своей картине отзвук того, что меня потрясло, вижу, что природа поделилась со мной какой то своей тайной, сказала мне свое слово, и я его застенографировал. В моей стенограмме могут встретиться слова, которые невозможно расшифровать - ошибки или пропуски, - и все же в ней сохранилось кое что из того, что поведали мне роща, морской берег или человеческая фигура, и передано это не каким либо стандартным или условным языком, идущим от заученных приемов или системы, а языком, порожденным самой природой". Отдавшись этой безграничной, всепожирающей страсти, Винсент жил чуть ли не в полном одиночестве.
Он теперь больше ни с кем не встречался, даже с художниками. Иногда, устав от своего одиночества, он вздыхал, но в то же время говорил: "Это позволяет мне сосредоточить внимание на вещах непреходящих - я имею в виду вечную красоту природы". Менее чем когда бы то ни было склонный к уступкам, он уверен в правильности своего пути. "Я предпочел бы служить рассыльным в гостинице, чем штамповать акварели", - сказал он Ван Раппарду. Ван Раппарда, которому, как и другим людям, было далеко не чуждо стремление к светскому успеху, он поздравил от всей души, когда организаторы какой то выставки отказались принять его картину. "Я не стану Вас уверять, что со мной было бы в точности то же самое, по той простой причине, что мне никогда и в голову не приходило выставляться... У меня не было и, как мне кажется, никогда не будет желания просить публику, чтобы она пришла посмотреть мои картины. Похвала мне отнюдь не безразлична, но надо, чтобы она выражалась без излишнего шума. Самое, на мой взгляд, нежелательное - это популярность известного толка".

Ввязаться в "склоки между художниками"? Что угодно, только не это! Как было сказано в старину, "собирают не с терновника виноград, не с репейника смоквы". Винсент примирился со своей участью, понимая ее как самое высокое призвание: что ж, он будет отверженным, посвятит себя служению неведомому, беспощадному божеству. Вспомнив речения мистиков, он с несокрушимой убежденностью, с горькой проницательностью повторил страшные слова Фомы Кемпийского: "Чем больше я бываю среди людей, тем меньше чувствую себя человеком". Между тем его искусство требовало от него силы чувства - "этой великой вещи, без которой ничего нельзя было бы совершить". Надо, говорит он Ван Раппарду, "чувствовать к людям горячую симпатию и истинную любовь - ко всем людям, не то ваши рисунки всегда будут холодны и худосочны". Вот почему, заключает он, "необходимо следить за самим собой, не допускать душевного охлаждения". Только в одиночестве может расцвести любовь.
Винсент понимал, что его заключения справедливы, но примириться с ними ему было нелегко. Он горько сожалел о том, что люди устроены именно так, а не иначе, и, сознавая все величие задач, с тоской думал, как хорошо было бы, если бы художники объединились. Увы, "чаще всего такие затеи ничем не оканчиваются". Что ж, будь что будет, довольно разговоров - за работу! Надо идти вперед! Надо привыкнуть к этому одиночеству - невыразимо тяжелому, но неизбежному. Винсент сознает, что "никто не принимает его творчество всерьез", но должно ли это пренебрежение мешать ему творить? Разве нет у него внутреннего убеждения в правильности избранного пути?
"Я чувствую в себе творческую силу, - заявлял он в письме к Тео, - я знаю, что придет время, когда я, можно сказать, каждый день буду создавать нечто стоящее". Важно только одно - дело. "Развивать в себе энергию и мысль", сказать себе, что "великие творения создаются не только по вдохновению, что они суть совокупность малых достижений", - вот из чего должен исходить человек, строящий свою жизнь по определенному плану, потому что - невзначай Винсент сформулировал блестящий афоризм - "величие не дается само собой - его надо добиваться".

далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  » 

"Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь, и такая позиция ведет к застою, к посредственности. Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь. Ты не представляешь себе, как парализует художника вид вот такого пустого холста, который как бы говорит: «Ты ничего не умеешь». Холст таращится, как идиот, и так гипнотизирует некоторых художников, что они сами становятся идиотами. Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: "Ты ничего не умеешь". (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru