Ирвинг Стоун. "Жажда жизни". Повесть о Винсенте Ван Гоге
Париж
- Что ж, может быть, я стану сбывать свои произведения в качестве слабительного. Повесишь такую картину в уборной и поглядывай на нее ежедневно в определенный час.
- Говоря серьезно, я вряд ли смог бы жить среди твоих картин, Винсент. Они свели бы меня с ума за одну неделю.
- Ну, пойдем?
Они поднялись по улице Монмартр к бульвару Клиши.
- Ты еще не обедал? - спросил Гоген.
- Нет. А ты?
- Тоже нет. Не зайти ли нам к Батай?
- Прекрасная мысль. Деньги у тебя есть?
- Ни сантима. А у тебя?
- Как всегда, в кармане пусто. Я думал, что меня накормит Тео.
- Черт побери! Тогда, пожалуй, нам не пообедать.
- Давай все-таки зайдем и посмотрим, какое там сегодня дежурное блюдо.
Они прошли вверх по улице Лепик, затем повернули направо, на улицу Аббатисы. У мадам Батай на одном из искусственных деревьев, стоявших у входной двери, висело написанное чернилами меню.
- М-м-м,- промычал Винсент.- Телятина с зеленым горошком. Мое любимое блюдо.
- Терпеть не могу телятину,- отозвался Гоген.- Я даже рад, что мне не придется здесь обедать.
- Какая чушь!
Они побрели дальше и скоро очутились в маленьком садике у подножия Монмартра.
- Ба! - воскликнул Гоген.- Вон видишь,- Поль Сезанн спит на скамейке. Но почему этот кретин кладет башмаки вместо подушки под голову - ума не приложу. Давай-ка разбудим его.
Он снял с себя ремень, сложил его вдвое и хлестнул им по босым ногам спящего. Сезанн подскочил с криком боли.
- Гоген, ты чертов садист! Что за идиотские шутки? Когда-нибудь я размозжу тебе череп!
- Так тебе и надо, не выставляй голые ноги. И зачем ты кладешь свои грязные провансальские башмаки под голову вместо подушки? Лучше уж спать на голой скамье - так гораздо удобней.
Сезанн вытер ладонью ноги, натянул башмаки и ворчливо сказал:
- Я кладу башмаки под голову не вместо подушки. Я делаю это затем чтобы, пока я сплю, их никто не стащил!
Гоген повернулся к Винсенту.
- Послушать его, так перед нами голодающий художник, не правда ли? А у его отца целый банк, ему принадлежит почти весь город Экс в Провансе. Поль, это Винсент Ван Гог, брат Тео.
Сезанн и Винсент пожали друг другу руки.
- Очень жаль, Сезанн, что мы не наткнулись на тебя полчаса назад,- сказал Гоген.- Ты бы пошел вместе с нами обедать. У Батай сегодня такая телятина с горошком, какой я еще никогда не пробовал.
- В самом деле хорошая телятина, а? - заинтересовался Сезанн.
- Хорошая? Изумительная! Правда, Винсент?
- Да что говорить!
- Тогда, я думаю, надо пойти попробовать. Вы не составите мне компанию?
- Не знаю, смогу ли я съесть еще одну порцию. А ты, Винсент?
- Право, едва ли. Но если господин Сезанн настаивает...
- Ну, будь другом, Гоген! Ты знаешь, я ненавижу есть в одиночестве. Закажем чего-нибудь еще, если вы уже объелись телятиной.
- Ну хорошо, только ради тебя, Поль. Пойдем, Винсент.v
Они вновь вернулись на улицу Аббатисы и вошли в ресторан «Батай».
- Добрый вечер, господа,- приветствовал их официант.- Что прикажете подать?
- Принесите три дежурных блюда,- сказал Гоген.
- Хорошо. А какое вино?
- А уж вино, Сезанн, выбирай сам. Ты в этом разбираешься гораздо лучше меня.
- Ну, что ж, тут есть сент-эстеф, бордо, сотерн, бон...
- А пил ты здесь когда-нибудь поммар? - перебил его Гоген самым простодушным тоном.- Это лучшее вино у Батай.
- Принесите нам бутылку поммара,- приказал Сезанн официанту. Гоген мигом проглотил свою телятину и заговорил с Сезанном, который не съел еще и половины.
- Между прочим, Поль,- сказал он,- я слышал, что «Творчество» Золя расходится в тысячах экземпляров.
Сезанн метнул на него злобный взгляд и с отвращением отодвинул тарелку.
- Вы читали эту книгу, Ван Гог? - спросил он Винсента.
- Нет еще. Я только что кончил «Жерминаль».
- «Творчество» - плохая, фальшивая книга,- сказал Сезанн.- К тому же это худшее предательство, какое когда-либо совершалось под прикрытием Дружбы.
Это роман о художнике, господин Ван Гог. Обо мне! Эмиль Золя - мой старый друг. Мы вместе учились в школе. Я приехал в Париж только потому, что он был здесь. Мы с Эмилем жили душа в душу, дружнее, чем братья. Всю свою юность мы мечтали, как плечо к плечу мы пойдем вперед и станем великими художниками. А теперь он сделал такую подлость!
« назад далее »
|