Ирвинг Стоун. "Жажда жизни". Повесть о Винсенте Ван Гоге
Париж
- Ради бога, Жорж, неужели ты хочешь снова мучить нас своими мудреными рассуждениями?
- Да замолчите же! Вот вы кончаете очередное полотно. Что вы делаете вслед за этим? Отдаете полотно какому-нибудь болвану, который вставляет его в отвратительную золотую раму и тем уничтожает все ваши старания. А я предлагаю вам не выпускать полотна из своих рук, пока вы не вставили его в раму сами и не покрасили ее так, чтобы она стала неотъемлемой частью картины.
- Но ведь это далеко не все, Сера. Каждая картина должна висеть в комнате. И если стены не такого цвета, как надо, они убивают и картину и раму.
- Правильно! Но почему же не выкрасить стены так, чтобы они гармонировали с рамой?
- Прекрасная мысль! - воскликнул Сера.
- А как тогда быть с домом, в котором помещается комната?
- И с городом, в котором помещается дом?
- Ох, Жорж, Жорж, какие дурацкие мысли приходят тебе в голову!
- Вот что получается, когда пишешь мозгом!
- А как вам, слабоумным, писать мозгом, если у вас его нет и в помине?
- Вы только гляньте на Сера! Видали, как рассвирепел этот ученый!
- К чему вам, друзья, все время ссориться? - спросил Винсент.- Почему вы не попробуете работать сообща?
- Ты среди нас единственный коммунист, Винсент,- сказал Гоген.- Может быть, ты скажешь, что же мы выиграем, если будем работать сообща?
- Ну хорошо, скажу,- ответил Винсент, отправляя в рот яичный желток.- Я все время обдумываю один небольшой проект. Кто мы сейчас такие? Никто, безвестные люди. За нас все сделали Мане, Дега, Сислей.
Они уже признаны, их полотна висят в крупнейших галереях. Они стали художниками Больших Бульваров. Ну, а нам надо идти в боковые, глухие улочки. Мы - художники Малых Бульваров. Почему бы нам не выставлять свои полотна в маленьких ресторанах, на скромных улицах, в кафе для рабочих? Каждый из нас выставляет, скажем, пять полотен. Каждый вечер мы будем переносить их в новое место. Мы станем продавать их за те скудные деньги, которые может дать нам рабочий. Таким образом, мы будем постоянно выставлять свои полотна для публичного обозрения и дадим возможность бедному люду Парижа любоваться хорошим искусством и дешево покупать прекрасные картины.
- Вот это да! - воскликнул Руссо, в восхищении широко раскрывая глаза.- Это чудесно!
- Чтобы написать картину, мне надо ухлопать год,- кисло заметил Сера.- Неужто вы думаете, что я продам ее какому-нибудь дубине-плотнику за пять су?
- Вы можете выставлять небольшие этюды.v
- Да, но предположим, что хозяин ресторана не захочет вывесить наши картины?
- Как это не захочет? Захочет!
- Почему бы и нет? Ему это ничего не будет стоить, а зал украсится картинами.
- Но как взяться за это? Кто нам подыщет ресторан?
- Все это я уже обдумал,- заявил Винсент.- Мы сделаем распорядителем папашу Танги. Он найдет ресторан, развесит картины и будет вести денежные дела.
- Прекрасно. Лучшего человека и не сыщешь.
- Руссо, сделай милость, сходи к папаше Танги. Скажи ему, что мы хотим поговорить с ним по важному делу.
- На меня можете не рассчитывать,- сказал Сезанн.
- Почему же? - язвительно спросил Гоген.- Боишься, что взоры рабочих осквернят твои бесценные полотна?
- Вовсе нет. К концу месяца я уезжаю в Экс.
- Ну, попробуем хоть один раз, Сезанн,- уговаривал его Винсент.- Если ничего не получится, вам от этого убытка не будет.
- Так и быть, согласен.
- Когда нам опостылеют рестораны,- сказал Лотрек,- мы можем выставляться в борделях. Я знаком почти со всеми хозяйками притонов Монмартра. Клиентура там богатая, и, мне кажется, мы заработаем больше.
Папаша Танги прибежал запыхавшись, в сильном волнении. Руссо по дороге наспех изложил ему дело и все перепутал. Соломенная шляпа Танги была сдвинута набок, а пухлое маленькое лицо горело воодушевлением. Выслушав план Винсента, он с жаром воскликнул:
- Да, да, я знаю подходящее место! Ресторан «Норвэн». Хозяин его мне приятель. Стены там совсем голые, и он будет доволен. А когда надо будет переменить место, я отведу вас в другой ресторан на улице Пьер. О, таких ресторанов в Париже тысячи!
- Когда же мы открываем первую выставку клуба Малых Бульваров? - спросил Гоген.
- А зачем откладывать! - отозвался Винсент.- Почему бы не открыть ее завтра?
Папаша Танги вскочил со стула, снял шляпу, потом опять нахлобучил ее на голову.
- Конечно, завтра! Несите мне с утра картины. К вечеру я их развешу в ресторане «Норвэн». А когда люди придут обедать и увидят нашу работу - это будет настоящая сенсация! Мы станем продавать картины, как пасхальные свечи. Что вы мне наливаете? Пиво? Прекрасно. Выпьем, господа, за коммунистический клуб искусств Малых Бульваров! За успех его первой выставки!
« назад далее »
|