Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть третья. Паломничество в Париж

Когда у его клиентов не было денег на покупку принадлежностей для живописи, он продавал холсты и краски за готовые картины. Со временем он собрал значительную коллекцию работ Писсарро, Гогена, Сера, Гийомена и Синьяка, к которым вскоре добавились несколько картин Винсента. На какое-то время уютный магазинчик папаши Танги стал единственным местом в Париже, где можно было увидеть полотна Сезанна - и купить его картину всего лишь за 20 долларов. (Сезанн однажды встретил Ван Гога в магазине Танги, но встреча не была удачной - Сезанн, судя по рассказам, сказал: «Мсье, вы рисуете, как безумец». Что ответил Винсент - неизвестно).

Когда художники папаши Танги бывали удручены, он утешал их; когда они были голодны, он делил с ними пищу: его магазин был одновременно клубом и галереей. Он также пытался в ненавязчивой, как и у Тео, манере продавать их картины. Американский критик писал, что у старика «был забавный способ смотреть на свои картины любящим взглядом матери, а затем поднимать глаза на вас и, глядя поверх своих очков, как бы молить вас о восхищении ее любимыми детьми». Когда Танги находил покупателя, его выгода была невелика. Спустя некоторое время после смерти Ван Гога один критик забрел в магазин и увидел натюрморт Винсента. Когда он спросил о цене, Танги заглянул в старую бухгалтерскую книгу и сказал: «Сорок два франка». Критик купил картину и поинтересовался: «Но почему именно сорок два, а не сорок или пятьдесят?» «Понимаете, - сказал папаша Танги, - я посмотрел, сколько бедный Ван Гог был мне должен, когда умер. Это было сорок два франка. Теперь я получил их обратно».
Хотя Винсент часто наведывался в лавку Танги, свои наиболее важные знакомства с другими художниками он завязал благодаря Тео. Из них, возможно, самое большое впечатление производил на него Писсарро. В то время ему было уже за пятьдесят; потомок сефардов - евреев, изгнанных из Испании инквизицией, Писсарро был лысым, с длинной седой бородой, которая придавала ему вид патриарха, кем он, собственно, и был. Вместе с Клодом Моне и другими, Писсарро около 15 лет назад стал пионером нового стиля - импрессионизма. Это был стиль, о котором Винсент почти ничего не знал, и Писсарро, добрейший человек, был рад все объяснить ему. Скоро Винсент начал создавать красочные, наполненные светом холсты, практически неотличимые, на первый взгляд, от работ импрессионистов. Писсарро также, возможно, больше, чем кто-либо другой в Париже, за исключением Тео, видел потенциал Винсента и ощущал его трагедию. Как говорят, после смерти Винсента он заметил, что был уверен в том, что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит всех нас далеко позади. Я не знал, что он сделает и то, и другое».
Среди других художников, которые высоко ценили Винсента, наиболее интригующей фигурой был, конечно, Тулуз-Лотрек - и не только из-за его уровня как художника, хотя и этого достаточно, но прежде всего из-за его личности и бурной жизни. Винсент и Лотрек были полной противоположностью друг другу по поведению, мировосприятию и творческим целям, и в то же время каждый понимал цену другого. Лотрек сделал очень проницательный портрет Ван Гога, а Винсент, в свою очередь, восхищался великолепной точной линией Лотрека.

Тулуз-Лотрек - его полное имя было Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа - происходил из древней аристократической семьи, которая вела свою непрерывавшуюся линию со времен Шарлеманя. Графы Тулузы, виконты Лотрека и Монфы были близкими родственниками средневековых королей Франции. Многие из них были жестокими воинами - один сражался в авангарде атакующей колонны крестоносцев, которая прорубила путь в Иерусалим в 1099 году, другой, маркиз де Лафайет, прославился в войне за независимость Америки. Безудержно гордые, они хотели, чтобы их женщины рожали сыновей, а не дочерей - граф Альфонс де Тулуз-Лотрек, отец художника, однажды, еще до рождения сына, заметил: «Лучше быть жабой мужского пола, чем женщиной-христианкой».
Художник оказался жабой, вероятно, самым уродливым мужчиной в роду, но в детстве это не было заметно. Когда он был мальчиком, его внешность казалась обычной, если бы не одно маленькое отклонение. Его родничок - мягкое место на верхней части головы новорожденного - не закрывался необычно долго. Лишь когда Лотрек достиг юношеского возраста, стало очевидным, что у него - трагический недостаток. Он не был, как его часто называли, карликом. Но у него обнаружилась болезнь, выражавшаяся в слабости костей. Когда ему было 13 лет, он поскользнулся на натертом полу и, упав, сломал свое левое бедро. Через несколько месяцев, когда он еще только поправлялся, он упал в канаву и сломал правое бедро. Его ноги так и не выросли до нормальной длины. Приблизительно в то же время, когда произошли эти несчастья, черты его лица ужасающе изменились: нос стал большим, а губы - выпяченными и багровыми. Позже с помощью гантелей и гребного тренажера ему удалось развить свои руки и торс - один из его друзей описывал его как «крошечного кузнеца, носящего пенсне», - но он ничего не мог сделать со своей внешностью. Ростом он был четыре фута восемь дюймов, и у него была одна-единственная привлекательная черта - светящиеся карие умные глаза, в которые большинство людей не хотели смотреть.
Если бы не его немощь, Лотрек скорее всего последовал бы по стопам отца, которым он безмерно восхищался. Отец вел бурную жизнь охотника, любителя верховой езды и распутника. Старший Лотрек, хотя и был выпускником Французской военной академии Сен-Кир и недолгое время служил в армии, не имел склонности к военной карьере и не пошел по этому пути. Семья располагала более чем достаточными средствами - управляющие складывали доходы от имений в большой сундук, из которого каждый брал столько, сколько ему было нужно. Отец Лотрека, человек очень эксцентричный, тратил деньги на охотничьих собак, соколов, лошадей, оружие и костюмы.

« назад     далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  » 

"Натура всегда начинает с того, что сопротивляется художнику, но тот, кто берется за дело всерьез, не даст этому сопротивлению сбить его с пути; напротив, оно лишь побуждает его бороться за победу. В сущности, природа и настоящий художник едины. Природа, конечно, intangible, однако нужно уметь взяться за нее, и взяться твердой рукой. А когда с ней вот так поспоришь и поборешься, она обязательно становится послушней и покладистей." (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru