Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть первая. Неудачник

Он нянчился с жертвами взрывов, обвалов, пожаров и болезней. Он проповедовал в старом танцевальном зале, создал школу изучения Библии и в течение какого-то времени считал, что наконец нашел призвание, ради которого появился на свет. Это произвело впечатление на миссионерское общество в Брюсселе, ему было выдано официальное назначение на должность проповедника сроком на полгода и с жалованием, эквивалентным нынешним 10 долларам в месяц.
Но, к сожалению, по мнению миссионерского общества, Винсент понимал Библию чересчур буквально. Он вскоре начал воспринимать предписания Нового Завета как руководство к действию. «Сними с себя то, что имеешь, и отдай это бедным» - звучало для него как прямое указание. Соответственно, Винсент переехал из своей удобной комнаты в доме булочника и поселился в жалкой лачуге, где спал на полу. Он отдал всю одежду, которой снабдила его семья, заменив ее поношенным военным мундиром и самодельной рубашкой из мешковины. Он не смывал с лица угольную пыль, чтобы не выделяться среди перемазанных шахтеров. Когда ему понадобились бинты для раненого, он разорвал свое белье. Начальство упрекало его в «чрезмерном рвении», но он не обращал внимания. В конце концов миссионерское общество уволило его.

Он остался в Боринаже, где перебивался с хлеба на воду. Скорее всего по решению семейного совета, брат Винсента, Тео, приехал урезонить его. Тео, к тому времени преуспевший в фирме «Гупиль & К» был здоровым молодым человеком, опорой своих родителей и единственным Ван Гогом, к которому Винсент прислушивался. Тео очень любил Винсента и осознавал его потенциал - он даже предлагал Винсенту стать художником. Однако во время этого визита Тео был вынужден выполнять семейное поручение и предложил Винсенту ряд ценных идей. Может быть, Винсенту очень нравится быть «иждивенцем»? Может быть, стоит подумать о работе гравера, например, или же плотника, библиотекаря или пекаря?
От Винсента требовали ответа. «Могу ли я заметить, - вскоре написал он Тео, - что это весьма странный вид «иждивенчества»? Мне довольно трудно защищаться, но будет очень жаль, если рано или поздно ты не изменишь своего мнения». Вскоре после этого Винсент исчез из виду, как в воду канул, никто так и не узнал, что с ним происходило. Он не писал своему брату девять месяцев, в течение которых, вероятно, испытал сильнейший духовный и эмоциональный кризис. Он оставался в Боринаже, но точно неизвестно, как и на что он там существовал. Когда же, наконец, Винсент снова дал знать о себе в письме, содержащем четыре тысячи слов, он писал Тео о своем исчезновении при помощи следующей аналогии: «Тем, чем для птиц является период линьки, тем же превратности судьбы или несчастья являются... для нас, людей. Можно остаться в этом... можно также выйти обновленным, но это не должно происходить на людях, и это совсем не забавно; поэтому единственное, что остается - это спрятаться. Пусть так и будет».
Когда Винсент прошел через этот «период линьки», его религиозный фанатизм испарился, а ему на смену пришел пламенный гнев против официальной церкви. «Должен сказать тебе, что с евангелистами дела обстоят так же, как с художниками. Существует старая академическая школа, часто отвратительная, тираническая, скопление ужасов, людей, которые носят латы, стальную броню предрассудков и условностей...»
Но в своем отрицании церковных устоев Винсент только еще сильнее проникся христианской верой. «Лучший путь познать Бога - это любить множество вещей. Любить друга, жену, что-нибудь - что угодно - и ты будешь на пути к большему познанию Его; вот что я говорю себе. Но нужно любить с возвышенным и серьезным внутренним состраданием, с силой, с пониманием...» Именно во время своего «периода линьки» в Боринаже Винсент принял решение стать художником. Он начал делать зарисовки шахтеров и среды их обитания, но понял, что отчаянно нуждается в наставничестве. Если бы рядом с ним был профессиональный художник, который помогал ему, такой человек «был бы для меня одним из ангелов Божьих. Я говорю это со всей серьезностью и без преувеличения». Поэтому он попытался установить контакт с французским поэтом и художником, чьи работы ему нравились, Жюлем Бретоном, с которым он познакомился, когда работал в «Гупиле». Бретон жил в Курьере, за много миль от Боринажа, и Винсент всего с 10 франками в кармане отправился туда пешком. Он спал под открытым небом, «однажды в брошенной повозке, которая на следующее утро побелела от инея, - довольно плохое место для отдыха, в другой раз на куче хвороста, а однажды - чуть получше - в стоге сена, где мне удалось соорудить более удобное спальное место - но начавшийся моросящий дождь не добавил мне уюта».
Добравшись до мастерской Бретона, Винсент был так неприятно поражен ее видом, что даже не постучался в дверь - здание, по его словам, отражало «методистскую правильность». Он пошел обратно в Боринаж, не встретившись с Бретоном, и вернулся домой, как писал Тео, «измученным от усталости, с истертыми ногами и в довольно меланхолическом состоянии». Но в этой нищете он чувствовал, как к нему возвращается энергия, «и я говорил себе: что бы там ни было, я опять поднимусь ввысь, снова возьмусь за карандаш, оставленный в большом отчаянии, снова займусь рисованием. С тех пор, как кажется мне, все для меня изменилось, и вот я снова в работе». Тео, как всегда, предложил свою помощь. Хотя сегодня существует много альтруистов задним числом, которые воображают, что они тоже могли оказать добровольную поддержку, окажись они рядом, скорее всего, они спаслись бы бегством при одном только виде Винсента. Его шансы на успех были так ничтожны, как мало у кого, кто когда-либо плутал по дорогам искусства.

« назад     далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  » 

"Для всех полотен Винсента Ван Гога характерен избыток силы и страстность выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его зачастую слишком дерзком упрощении форм, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряженности его рисунка и колорита - всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой зверски груб, а порой - удивительно нежен." (Ж. Альбер Орье)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru