Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть восьмая. Последняя вспышка гения. Конец

Винсент не совершил этого путешествия пешком. В нескольких сотнях ярдов от гостиницы он зашел во двор фермы, остановился за навозной кучей и выстрелил в себя. Он приставил пистолет не к голове или к сердцу, а к животу. Потом он пошел обратно в гостиницу, постоянно падая, но все же сумев добраться до своей маленькой душной комнаты.
Там его, лежащего на кровати лицом к стене, обнаружил хозяин и послал за помощью. Доктор Гаше счел неблагоразумным попытаться извлечь пулю, но сказал ему, что он вполне может выжить. «Тогда мне придется сделать это снова», - ответил Винсент. Когда Гаше спросил домашний адрес Тео в Париже, Винсент отказался дать его. Пришлось сообщить ему на службу. Тео узнал о случившемся только на следующее утро. Тем временем жандармы Овера пришли в гостиницу, постояли у кровати Винсента, посетовав, что он нарушил мирное течение местной жизни. Он ответил, что это его личное дело. Ночью он не спал, курил трубку и не произнес ни единого слова.
Когда приехал Тео, Винсент сказал: «Не плачь, я сделал это во благо всех». Братья разговаривали большую часть дня, хотя Тео нашел время послать записку жене: «Бедняга, судьба лишила его очень многого, и у него больше не осталось иллюзий. Иногда все слишком тяжело, он чувствует себя таким одиноким... Больше всего он интересовался тобой и мальчиком и сказал, что не ожидал, что жизнь принесет ему столько горя. Если бы только мы могли дать ему немного мужества, чтобы он продолжал жить! Не надо отчаиваться; однажды все уже казалось ему безнадежным, и все же в конечном итоге его сильная природа обманула докторов».

В час утра во вторник, почти через 36 часов, после того, как он выстрелил в себя, Винсент сказал по-голландски: «Я бы хотел сейчас поехать домой», и умер. Ему было 37 лет и четыре месяца.
Священник Овера отказал в похоронных дрогах для самоубийцы. Пришлось доставать их в соседней деревне. Несколько друзей Винсента приехали в Овер на похороны, и один из них, художник Эмиль Бернар, описал это событие: «На стенах комнаты, где лежало тело, были развешаны его последние полотна, образуя нечто вроде нимба вокруг него, и то сияние или гений, который исходил из них, делали его смерть еще более печальной для нас, художников. Гроб - в простой белой драпировке и масса цветов, подсолнухов, которые он так любил, желтых георгинов, желтые цветы повсюду. Это был его любимый цвет, если вы помните, символ света, который он мечтал увидеть в сердцах людей, так же, как и в произведениях искусства. На полу перед гробом стоял его мольберт, его складной стул и его кисти... В три часа состоялся вынос тела. Его друзья поставили гроб на похоронные дроги. Некоторые из собравшихся плакали. Теодор ван Гог, который обожал своего брата и всегда поддерживал его в его борьбе за искусство и независимость, жалобно рыдал без перерыва... На улице неистово пекло солнце. Мы поднялись на холм Овера, разговаривая о нем, о том смелом прорыве вперед, который он дал искусству, о великих планах, которые всегда занимали его, о добре, которое он сделал каждому из нас. Мы пришли на кладбище, маленькое новое кладбище с несколькими новыми надгробными камнями. Оно расположилось на возвышенности, откуда видны поля, готовые для жатвы, под широким синим небом, которое он все еще любил - быть может. Потом его опустили в могилу. Трудно было не заплакать и этот момент - день был слишком в его вкусе, чтобы в голову не приходила мысль, что он все еще мог бы счастливо жить».
Тео был убит горем: в течение недель он не мог даже отвечать на письма, которые получал. Когда он пришел в себя, его единственной мыслью было сохранить искусство Винсента и память о нем. Он написал молодому критику Альберу Орье, предлагая, чтобы тот написал биографию брата, «для которой я мог бы предоставить вам все материалы, абсолютно подлинные, поскольку я имел с ним постоянную переписку». Орье был рад взять на себя эту задачу, но не мог начать работу сразу. Он так и не написал этой книги. Два года спустя, в 27 лет он умер от тифозной лихорадки.
Тео также пытался организовать выставку картин Винсента. Ясно, что он даже не думал устроить ее в своей собственной галерее - его отношения с хозяевами были чересчур напряженными. Вместо этого он решил попросить помещение у крупного коммерсанта Поля Дюран-Рюэля. Дюран-Рюэль, который в прошлом оказался на грани банкротства, поддерживая таких, не пользующихся спросом художников, как Моне и Ренуар, вероятно, не захотел рисковать снова. После отказа Дюран-Рюэля Тео попытался устроить выставку в единственном доступном ему месте - своей собственной квартире. Но он был слишком поглощен проблемой выбора лучших картин из громадного наследия Винсента. Пока он пытался справиться с этой задачей, у него произошла последняя, яростная стычка с хозяевами, он ушел из фирмы и неожиданно сошел с ума.
Поначалу его безумие казалось легким. Он стал одержим осуществлением проектов, которые были дороги Винсенту, и послал телеграмму Гогену, работавшему тогда в Бретани: «Отъезд в тропики обеспечен, деньги следуют - Тео, директор.» Затем он задумал арендовать зал кафе «Тамбурин», где Винсент три года назад развесил свои картины, и пытался возродить идею сообщества художников. Однако вскоре он стал буйным и его пришлось изолировать.
Через какое-то время Тео более-менее оправился, и жена отвезла его в Голландию. Там он впал в глубочайшую депрессию, из которой практически ничто не могло его вывести. Его врач прочитал ему статью о Винсенте в голландской газете, но только звук имени его брата вызвал у него проблеск внимания. Он умер 25 января 1891 года, менее, чем через шесть месяцев после Винсента. Ему было 33 года. Что касается причины его болезни, врач просто отметил, что Тео страдал от «перенапряжения и горя; у него была жизнь полная эмоциональных стрессов».
Тео похоронили в Голландии. Двадцать три года спустя его вдова перевезла его останки в Овер, где их поместили рядом с Винсентом. Могилы обвивает один плющ. В хорошую погоду сюда приходят люди, чтобы положить желтые цветы; один не успевает завянуть, когда рядом с ним падает другой.

« назад     к началу »


  Рекомендуемые ссылки:

  » 

"Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь, и такая позиция ведет к застою, к посредственности. Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь. Ты не представляешь себе, как парализует художника вид вот такого пустого холста, который как бы говорит: «Ты ничего не умеешь». Холст таращится, как идиот, и так гипнотизирует некоторых художников, что они сами становятся идиотами. Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: "Ты ничего не умеешь". (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru