Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике
Часть восьмая. Последняя вспышка гения
Периодические приступы болезни и отчаяния, которые в конечном итоге привели Ван Гога к самоубийству, не повлияли ни на качество, ни на количество создаваемых им произведений. Даже после инцидента в Арле, когда он отрезал часть уха, Ван Гог работал без жалости к себе, и его творческий труд прерывался только на короткое время. Как только яростный приступ проходил, его рассудок снова становился таким же ясным, как всегда, и он создавал пейзажи, портреты, автопортреты, и писал десятки трезвых, логических писем.
Хотя Винсент был удручен своими срывами, он знал, что они не разрушили его искусства.
Он писал Тео: «Ты увидишь, что холсты, которые я пишу в интервалах, написаны твердой рукой и не хуже прежних».
Больной и одинокий, Ван Гог находил прибежище в искусстве. Он плодотворно работал в течение года, который провел в сумасшедшем доме в Сен-Реми, недалеко от Арля. Вернувшись на север в мае 1890 года, он посетил Тео, его жену и их новорожденного сына Винсента в Париже. Затем он обосновался в Овер-сюр-Уаз, маленьком городке в 20 милях к северо-западу от Парижа, где испытал последнюю вспышку своей творческой энергии. За два месяца Ван Гог написал около 60 полотен. В последние полтора года жизни, с первого тяжелого приступа душевной болезни и до самоубийства, результаты его творчества были впечатляющими - около 300 живописных картин и несколько сотен рисунков.
Это не было творчество безумца. Его зрелый стиль, который расцвел в Арле, стал даже еще более свободным, его последние полотна великолепны по цвету, отличаются подвижностью линий и острой выразительностью.
В сумасшедшем доме в Сен-Реми Ван Гог часто проводил время, бродя по окрестностям и рисуя пейзажи. Одна из последних картин, которую он написал там, «Дорога с кипарисом и звезды» демонстрирует сформировавшийся у него стиль: извивающиеся мазки, густое наложение красок, динамичная композиция. Ван Гог, который любил эту работу, напоминавшую ему о юге, описал ее в письме Гогену: «У меня есть кипарис со звездой, последняя здешняя работа - ночное небо с луной без сияния, стройный полумесяц, едва проступающий из темной тени, отбрасываемой землей - звезда с преувеличенным свечением, если хотите, мягкое сияние розового и зеленого в ультрамариновом небе, где спешат несколько облаков.
Внизу - дорога, окаймленная высоким желтым тростником, за ним - синие Нижние Альпии, старая гостиница с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий кипарис, очень прямой, очень мрачный».
Ван Гог продолжал доказывать свое пейзажное мастерство, когда переехал на север, в Овер. Картина вверху представляет собой огромную панораму: высокая трава на переднем плане выделается длинными полосками краски, поля, деревья и облака вдали резко очерчены. Даже работая очень быстро, он сохранял свой филигранный почерк, о чем свидетельствует великолепная деталь на следующей странице.
В Овере Ван Гог работал с неистовством, чтобы отвлечься от тягостных мыслей. В этот период он написал готическую церковь в Овере, поразительный этюд с кобальтово-синим небом и едко-зеленой травой.
Одним из немногих друзей Ван Гога в Овере был доктор Гаше, врач, который воодушевил художника на продолжение работы. Ван Гога привлекала добрая натура доктора Гаше, но удивляла его эксцентричность. Об этом Винсент писал Тео: «Он кажется мне таким же больным и нервным, как мы с тобой». Друг художников Писсарро и Сезанна, доктор Гаше с энтузиазмом позировал Ван Гогу для портрета. О результате Винсент сказал: «Я написал портрет доктора Гаше с выражением отчаяния на лице, свойственным нашему времени».
Действительно, Ван Гог многое увидел в болезненном, ранимом докторе, который напоминал ему о самом себе и его собственных страданиях. Он написал человека, смиренно опирающегося на локоть; на столе лежат книги, характерные для читателя-интеллектуала, а в стакане перед ним - веточка наперстянки, лекарственного растения. Но центром картины является выразительное лицо доктора. Его ультрамариновое пальто, выделяющееся на фоне холмов, написанных более светлым синим тоном, оттеняет усталые, бледные черты лица и прозрачные голубые глаза, в которых отражаются сострадание и меланхолия.
Винсент написал Тео, что не испытывает трудностей в выражении «печали и чрезвычайного одиночества» в последних трех картинах, которые он создал, включая ту, что воспроизведена вверху. Знаки его горя - и его страхов - изобилуют в этой картине, полной эмоционального беспокойства, Небо - глубокое, недружелюбно-синее поглощает два облака на горизонте. Передний план неопределенный - плохо различимый перекресток. Тропинка на переднем плане бежит в никуда, за обе стороны холста; полоска травы, извиваясь, врезается в пшеничное поле, чтобы исчезнуть в тупике. Сама пшеница вздымается, как неприветливое море, соперничающее со штормовым небом.
Вороны неистовой стаей несутся навстречу зрителю. Даже перспектива вносит свой вклад в создание напряженной атмосферы: горизонт угрожающе накатывается вперед.
В этой картине Ван Гог написал то, что он, должно быть, тогда чувствовал, - мир затворяется перед ним, все выходы перекрыты, земля вздымается, а небо грозно смотрит вниз. Созданная художником в состоянии глубочайшей тревоги, картина, тем не менее, показывает мощь Ван Гога, особую цветовую выразительность его творчества и твердое чувство композиции.
« назад далее »
|