Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть восьмая. Последняя вспышка гения

Периодические приступы болезни и отчаяния, которые в конечном итоге привели Ван Гога к самоубийству, не повлияли ни на качество, ни на количество создаваемых им произведений. Даже после инцидента в Арле, когда он отрезал часть уха, Ван Гог работал без жалости к себе, и его творческий труд прерывался только на короткое время. Как только яростный приступ проходил, его рассудок снова становился таким же ясным, как всегда, и он создавал пейзажи, портреты, автопортреты, и писал десятки трезвых, логических писем. Хотя Винсент был удручен своими срывами, он знал, что они не разрушили его искусства. Он писал Тео: «Ты увидишь, что холсты, которые я пишу в интервалах, написаны твердой рукой и не хуже прежних».
Больной и одинокий, Ван Гог находил прибежище в искусстве. Он плодотворно работал в течение года, который провел в сумасшедшем доме в Сен-Реми, недалеко от Арля. Вернувшись на север в мае 1890 года, он посетил Тео, его жену и их новорожденного сына Винсента в Париже. Затем он обосновался в Овер-сюр-Уаз, маленьком городке в 20 милях к северо-западу от Парижа, где испытал последнюю вспышку своей творческой энергии. За два месяца Ван Гог написал около 60 полотен. В последние полтора года жизни, с первого тяжелого приступа душевной болезни и до самоубийства, результаты его творчества были впечатляющими - около 300 живописных картин и несколько сотен рисунков. Это не было творчество безумца. Его зрелый стиль, который расцвел в Арле, стал даже еще более свободным, его последние полотна великолепны по цвету, отличаются подвижностью линий и острой выразительностью.

В сумасшедшем доме в Сен-Реми Ван Гог часто проводил время, бродя по окрестностям и рисуя пейзажи. Одна из последних картин, которую он написал там, «Дорога с кипарисом и звезды» демонстрирует сформировавшийся у него стиль: извивающиеся мазки, густое наложение красок, динамичная композиция. Ван Гог, который любил эту работу, напоминавшую ему о юге, описал ее в письме Гогену: «У меня есть кипарис со звездой, последняя здешняя работа - ночное небо с луной без сияния, стройный полумесяц, едва проступающий из темной тени, отбрасываемой землей - звезда с преувеличенным свечением, если хотите, мягкое сияние розового и зеленого в ультрамариновом небе, где спешат несколько облаков. Внизу - дорога, окаймленная высоким желтым тростником, за ним - синие Нижние Альпии, старая гостиница с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий кипарис, очень прямой, очень мрачный».
Ван Гог продолжал доказывать свое пейзажное мастерство, когда переехал на север, в Овер. Картина вверху представляет собой огромную панораму: высокая трава на переднем плане выделается длинными полосками краски, поля, деревья и облака вдали резко очерчены. Даже работая очень быстро, он сохранял свой филигранный почерк, о чем свидетельствует великолепная деталь на следующей странице.

В Овере Ван Гог работал с неистовством, чтобы отвлечься от тягостных мыслей. В этот период он написал готическую церковь в Овере, поразительный этюд с кобальтово-синим небом и едко-зеленой травой. Одним из немногих друзей Ван Гога в Овере был доктор Гаше, врач, который воодушевил художника на продолжение работы. Ван Гога привлекала добрая натура доктора Гаше, но удивляла его эксцентричность. Об этом Винсент писал Тео: «Он кажется мне таким же больным и нервным, как мы с тобой». Друг художников Писсарро и Сезанна, доктор Гаше с энтузиазмом позировал Ван Гогу для портрета. О результате Винсент сказал: «Я написал портрет доктора Гаше с выражением отчаяния на лице, свойственным нашему времени». Действительно, Ван Гог многое увидел в болезненном, ранимом докторе, который напоминал ему о самом себе и его собственных страданиях. Он написал человека, смиренно опирающегося на локоть; на столе лежат книги, характерные для читателя-интеллектуала, а в стакане перед ним - веточка наперстянки, лекарственного растения. Но центром картины является выразительное лицо доктора. Его ультрамариновое пальто, выделяющееся на фоне холмов, написанных более светлым синим тоном, оттеняет усталые, бледные черты лица и прозрачные голубые глаза, в которых отражаются сострадание и меланхолия.

Винсент написал Тео, что не испытывает трудностей в выражении «печали и чрезвычайного одиночества» в последних трех картинах, которые он создал, включая ту, что воспроизведена вверху. Знаки его горя - и его страхов - изобилуют в этой картине, полной эмоционального беспокойства, Небо - глубокое, недружелюбно-синее поглощает два облака на горизонте. Передний план неопределенный - плохо различимый перекресток. Тропинка на переднем плане бежит в никуда, за обе стороны холста; полоска травы, извиваясь, врезается в пшеничное поле, чтобы исчезнуть в тупике. Сама пшеница вздымается, как неприветливое море, соперничающее со штормовым небом. Вороны неистовой стаей несутся навстречу зрителю. Даже перспектива вносит свой вклад в создание напряженной атмосферы: горизонт угрожающе накатывается вперед.
В этой картине Ван Гог написал то, что он, должно быть, тогда чувствовал, - мир затворяется перед ним, все выходы перекрыты, земля вздымается, а небо грозно смотрит вниз. Созданная художником в состоянии глубочайшей тревоги, картина, тем не менее, показывает мощь Ван Гога, особую цветовую выразительность его творчества и твердое чувство композиции.

« назад     далее »


  Рекомендуемые ссылки:

  »  Модели LED телевизоров Xiaomi TV на выбор, обзор с описанием и рейтингом, выгодная цена.

"Я думаю, ты поймешь, что я хотел выразить в картине «Едоки картофеля». Она очень темная: для белого, например, я почти не употреблял белого, а просто брал нейтральный цвет, состоящий из смеси красного, синего, желтого, скажем киновари, парижской синей и неаполитанской желтой. Цвет этот сам по себе довольно темно-серый, но в картине он выглядит белым. Объясню, почему я так сделал. Сюжет у меня - серый интерьер, освещенный небольшой лампой. Серая холщовая скатерть, закопченная стена, грязные чепчики, в которых женщины работали в ноле, - все это - если смотреть прищурив глаза - кажется в свете лампы очень темно-серым, тогда как сама лампа, несмотря на ее желтовато-красный блеск, светлее, даже гораздо светлее, чем белый, о котором идет речь." (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru