Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть восьмая. Последняя вспышка гения

Периодические приступы болезни и отчаяния, которые в конечном итоге привели Ван Гога к самоубийству, не повлияли ни на качество, ни на количество создаваемых им произведений. Даже после инцидента в Арле, когда он отрезал часть уха, Ван Гог работал без жалости к себе, и его творческий труд прерывался только на короткое время. Как только яростный приступ проходил, его рассудок снова становился таким же ясным, как всегда, и он создавал пейзажи, портреты, автопортреты, и писал десятки трезвых, логических писем. Хотя Винсент был удручен своими срывами, он знал, что они не разрушили его искусства. Он писал Тео: «Ты увидишь, что холсты, которые я пишу в интервалах, написаны твердой рукой и не хуже прежних».
Больной и одинокий, Ван Гог находил прибежище в искусстве. Он плодотворно работал в течение года, который провел в сумасшедшем доме в Сен-Реми, недалеко от Арля. Вернувшись на север в мае 1890 года, он посетил Тео, его жену и их новорожденного сына Винсента в Париже. Затем он обосновался в Овер-сюр-Уаз, маленьком городке в 20 милях к северо-западу от Парижа, где испытал последнюю вспышку своей творческой энергии. За два месяца Ван Гог написал около 60 полотен. В последние полтора года жизни, с первого тяжелого приступа душевной болезни и до самоубийства, результаты его творчества были впечатляющими - около 300 живописных картин и несколько сотен рисунков. Это не было творчество безумца. Его зрелый стиль, который расцвел в Арле, стал даже еще более свободным, его последние полотна великолепны по цвету, отличаются подвижностью линий и острой выразительностью.

В сумасшедшем доме в Сен-Реми Ван Гог часто проводил время, бродя по окрестностям и рисуя пейзажи. Одна из последних картин, которую он написал там, «Дорога с кипарисом и звезды» демонстрирует сформировавшийся у него стиль: извивающиеся мазки, густое наложение красок, динамичная композиция. Ван Гог, который любил эту работу, напоминавшую ему о юге, описал ее в письме Гогену: «У меня есть кипарис со звездой, последняя здешняя работа - ночное небо с луной без сияния, стройный полумесяц, едва проступающий из темной тени, отбрасываемой землей - звезда с преувеличенным свечением, если хотите, мягкое сияние розового и зеленого в ультрамариновом небе, где спешат несколько облаков. Внизу - дорога, окаймленная высоким желтым тростником, за ним - синие Нижние Альпии, старая гостиница с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий кипарис, очень прямой, очень мрачный».
Ван Гог продолжал доказывать свое пейзажное мастерство, когда переехал на север, в Овер. Картина вверху представляет собой огромную панораму: высокая трава на переднем плане выделается длинными полосками краски, поля, деревья и облака вдали резко очерчены. Даже работая очень быстро, он сохранял свой филигранный почерк, о чем свидетельствует великолепная деталь на следующей странице.

В Овере Ван Гог работал с неистовством, чтобы отвлечься от тягостных мыслей. В этот период он написал готическую церковь в Овере, поразительный этюд с кобальтово-синим небом и едко-зеленой травой. Одним из немногих друзей Ван Гога в Овере был доктор Гаше, врач, который воодушевил художника на продолжение работы. Ван Гога привлекала добрая натура доктора Гаше, но удивляла его эксцентричность. Об этом Винсент писал Тео: «Он кажется мне таким же больным и нервным, как мы с тобой». Друг художников Писсарро и Сезанна, доктор Гаше с энтузиазмом позировал Ван Гогу для портрета. О результате Винсент сказал: «Я написал портрет доктора Гаше с выражением отчаяния на лице, свойственным нашему времени». Действительно, Ван Гог многое увидел в болезненном, ранимом докторе, который напоминал ему о самом себе и его собственных страданиях. Он написал человека, смиренно опирающегося на локоть; на столе лежат книги, характерные для читателя-интеллектуала, а в стакане перед ним - веточка наперстянки, лекарственного растения. Но центром картины является выразительное лицо доктора. Его ультрамариновое пальто, выделяющееся на фоне холмов, написанных более светлым синим тоном, оттеняет усталые, бледные черты лица и прозрачные голубые глаза, в которых отражаются сострадание и меланхолия.

Винсент написал Тео, что не испытывает трудностей в выражении «печали и чрезвычайного одиночества» в последних трех картинах, которые он создал, включая ту, что воспроизведена вверху. Знаки его горя - и его страхов - изобилуют в этой картине, полной эмоционального беспокойства, Небо - глубокое, недружелюбно-синее поглощает два облака на горизонте. Передний план неопределенный - плохо различимый перекресток. Тропинка на переднем плане бежит в никуда, за обе стороны холста; полоска травы, извиваясь, врезается в пшеничное поле, чтобы исчезнуть в тупике. Сама пшеница вздымается, как неприветливое море, соперничающее со штормовым небом. Вороны неистовой стаей несутся навстречу зрителю. Даже перспектива вносит свой вклад в создание напряженной атмосферы: горизонт угрожающе накатывается вперед.
В этой картине Ван Гог написал то, что он, должно быть, тогда чувствовал, - мир затворяется перед ним, все выходы перекрыты, земля вздымается, а небо грозно смотрит вниз. Созданная художником в состоянии глубочайшей тревоги, картина, тем не менее, показывает мощь Ван Гога, особую цветовую выразительность его творчества и твердое чувство композиции.

« назад     далее »


"Мне думается, изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе. Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время - на что? На измерение расстояния от Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка? Нет, просто на созерцание травинки. Но эта травинка дает ему возможность рисовать любые растения, времена года, ландшафты, животных и, наконец, человеческие фигуры. Так проходит его жизнь, и она еще слишком коротка, чтобы успеть сделать все. Разве то, чему учат нас японцы, простые, как цветы, растущие на лоне природы, не является религией почти в полном смысле слова?" (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru