Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике
Часть шестая. Гоген в раю
В конце 1897 года, через восемь месяцев после известия о смерти Алины, Гоген создал самую большую и, несомненно, одну из своих лучших картин - «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Не имея холста для такой огромной работы - около пяти футов в высоту и 13 в ширину - он писал ее на обычной джутовой ткани, которая на Таити шла на мешки для кокосов. Очевидно, он задумывал эту картину как свое завещание. Вскоре после ее завершения он поднялся на холм, возвышавшийся за его хижиной, взяв с собой коробку истолченного мышьяка, прописанного ему в качестве лекарства от сифилитической сыпи. Он проглотил все и лег умирать. Но количество яда было слишком мало; вместо того, чтобы убить его, оно подействовало просто как болезненное слабительное, и после ночи рвоты и поноса он вернулся в свою хижину, «приговоренный», как он сказал, «к жизни».
В течение следующих двух лет Гоген писал мало. Его здоровье ухудшилось, а возможность помощи из Франции казалась все более нереальной - ему было неизвестно, что спрос на его картины возрастал. Он устроился на работу служащим в таитянское Управление общественных работ, а также на какое-то время занялся журналистикой - писал статьи в сатирический ежемесячник «Осы», в котором обрушивался на местное правительство. Его жалобы были брюзгливыми, а часто весьма странными - однажды он ополчился на местного туземца, который досаждал ему тем, что «ходил ночью около моего дома с обычной домашней метлой и подметал землю между кустами», и он был в ярости, что, магистрат бездействовал по этому поводу. Оставив «Осы», он основал свою собственную газету «Улыбка» на четырех страницах, тираж которой составлял 21 экземпляр.
В ней он продолжал атаковать администрацию, называя различных ее представителей пугалами и деспотами.
В мае 1900 года, Гоген был избавлен от свой удручающей нищеты парижским торговцем картинами Амбруазом Волларом, который согласился купить все будущие картины Гогена по 200 франков за штуку и высылать ему 300 франков ежемесячно в счет тех картин, которые будут ему отправлены. Наконец, обеспечив себя, Гоген продал свою хижину на Таити и отплыл на остров Хива Оа на Маркизах, в 750 милях на северо-восток, где он, по его словам, надеялся найти менее испорченное общество и лучшие модели.
Маркизские острова, хотя на них не было парка развлечений, тем не менее претендовали на цивилизованность. Их население, составлявшее 80 000 человек, когда в начале XIX века первые американские и европейские суда стали захаживать сюда, сократилось до 3500 к тому времени, когда туда приехал Гоген. Это было вызвано таким непреднамеренным импортом, как туберкулез, алкоголизм и корь, которые часто оказывались смертельными для туземцев, не имевших к ним иммунитета. Гоген с помощью местных плотников построил дом на Хива Оа, украсив интерьер коллекцией порнографических фотографий, которые он купил в Суэце. Вскоре он завел новую четырнадцатилетнюю любовницу и снова начал писать. К сожалению, он продолжал свои ссоры с колониальной администрацией - на Хива Оа был жандарм, подчинявшийся таитянским властям.
Гоген часто оскорблял этого человека, который однажды вызвал его в суд за то, что он ночью ехал на неосвещенной повозке. Поскольку повозка Гогена была единственной на острове, она не могла представлять собой серьезной угрозы движению, поэтому легко поверить, что он вышел из себя в своих нападках на полицейского.
Его многочисленные болезни все более усугублялись, и он написал во Францию, что хочет вернуться домой. В ответ он получил письмо от друга: «Можно опасаться, что ваш приезд расстроит тенденцию, зреющую сейчас в общественном мнении в отношении вас: в данный момент вы экстраординарный, легендарный художник, который с далекого Тихого океана посылает неподражаемые, приводящие в замешательство произведения... вы вошли в историю искусства. Наберитесь терпения».
« назад далее »
|