Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике
Часть шестая. Гоген в раю
Вскope после прибытия в тропики стиль Гогена начал постепенно меняться. Картины, написанные им на Таити, и по очертанию фигур и форм еще напоминают витраж, что было характерно для его бретонских работ. Однако в течение года он смягчил свои формальные приемы, и теперь цвета на картинах соприкасаются между собой непринужденными кривыми линиями и изящными абстрактными формами. В этих работах Гоген продолжал использовать свой «синтетический» цвет - цвета существуют ради них самих или как символы определенных чувств и мыслей. Так песчаный берег, к примеру, состоит из зеленых, красных и пурпурных полос, а сеть, которую женщина укладывает в каноэ - это груда золота.
Выбор цвета кажется произвольным, но все цвета предельно точно выражают личность художника и всегда гармонируют друг с другом. Намек на то, как Гоген пришел к своему колориту, можно найти в его журнале Ноа-Ноа. Описывая сцену, вдохновившую его на эту картину, он вспоминает о тяжелом топоре, «который оставляет впечатление темно-синего на фоне серебристого неба». Живя на Таити, Гоген все чаще и чаще использовал цвет ради его собственной декоративной красоты, абстрактно и музыкально, как композитор. Действительно, как сказал один из его друзей-поэтов об одной из его картин: «Это музыкальная поэма, ей не требуется либретто». Полотна Гогена всегда имели «либретто»; они не являются чистыми абстракциями.
Тема обеих картин, представленных здесь, совершенно ясна. Но Гогена также интересовала духовная жизнь «дикарей», которых он узнал и полюбил. В других работах он глубоко исследовал их знания, верования, а также свое собственное ощущение тайн жизни.
Гоген взял себе на Таити жену, 13-летнюю девушку по имени Теха'амана, и отчасти именно от нее он узнал, как некоторые старые мифы и поверья сохранились под маской христианства, которое островитяне приняли совсем недавно. Среди сверхъестественных сил и духов, наиболее реальных для таитян, были тупапаус, призраки умерших людей, которые обычно являлись ночью. Гоген лично убедился в силе этого верования, когда однажды он очень поздно вернулся в хижину и нашел свою девочку-невесту в темноте, распластавшейся на кровати и обезумевшей от страха. Таитянские женщины, по-видимому, никогда не спали ночью без света, а у Гогена кончилось масло для лампы, что явилось одной из причин его отъезда. Образ бедной девочки настолько поразил художника, что он воссоздал эту сцену на холсте.
По сути, эта картина представляет собой повтор классического сюжета - лежащая обнаженная женщина. Гоген однажды копировал «Олимпию» Мане, и он, несомненно, знал элегантных и красивых Венер Тициана и Веласкеса, а, возможно, даже и «Маху обнаженную» Гойи. Но во всех других отношениях эта картина - чистый Гоген. Декоративный рисунок на покрывале, плоский фон стены с рассыпанными фосфоресцирующими цветами - символами мистического сияния духа - это элементы его стиля, который сформировался в Бретани. Его личным изобретением является и физический облик тупапау, предстающего женщиной в маске, сидящей у подножия кровати. Объединив символ и реальность, он создал картину, полную красоты и глубокого смысла.
В 1897 году, через два года после возвращения к южным морям, куда он вновь бежал от неудач во Франции, Гоген опять оказался в тисках нищеты и болезней и решился на крайний шаг - самоубийство. Но перед этим он захотел подвести итоги своего творчества последней, монументальной картиной. Это самая большая - более 12 футов в ширину - и, возможно, самая прекрасная его работа.
Вот его собственное описание картины, которая, по восточной традиции, читается справа налево: «Справа внизу - спящий ребенок и три сидящих женщины, Две фигуры, одетые в пурпур, поверяют друг Другу свои мысли. Огромная (сидящая) фигура, которая намеренно разрушает перспективу, поднимает свою руку к небу и с удивлением смотрит на этих двух людей, осмелившихся задуматься над собственной судьбой. Человек в центре срывает плод с дерева. Две кошки около ребенка. Идол, обе руки которого таинственно и ритмически подняты, по-видимому, означает Потустороннее... Девушка, кажется, прислушивается к идолу. И наконец, старуха в ожидании смерти погружена в собственные мысли. Она завершает рассказ. У ее ног - странная белая птица... символизирует тщетность слов».
Название картины, рассматриваемое Гогеном как философское высказывание, «связанное с Евангелием», раскрывает его пессимистическое настроение. Но попытка самоубийства Гогену не удалась; он жил - и писал - еще пять лет.
« назад далее »
|