Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть четвертая. Друзья и влияния

Менее чем за три года после того, как Гоген оставил свою постоянную работу в 1883 году, он потерял все, включая жену, которая забрала пятерых его детей, мебель и коллекцию произведений искусства к себе на родину, в Данию. В 1886 году, заняв деньги у друга, Гоген уехал из Парижа, чтобы поселиться в дешевой деревенской гостинице в Бретани. И именно там в течение следующих четырех лет постепенно вызревал его яркий стиль.

В Бретани Гоген получил неожиданный подарок: компанию симпатизирующих ему художников. Некоторые художники, например, Ван Гог, с которым он познакомился в Париже в 1886 году, восторгались его работами, но здесь к нему привязалась целая группа молодых живописцев. Он особенно полюбил Эмиля Бернара, который описывал новый стиль, присущий Гогену, в таких ученых выражениях, как «идея - это форма вещей вне этих вещей». Хотя Гоген получал удовольствие от этих возвышенных разговоров, он лучше обращался с красками, чем со словами, и работал как одержимый. В автопортрете, написанном в подарок своему другу Ван Гогу, он поместил профиль Бернара на плоском фоне, усыпанном букетами цветов - символами невинности. Надпись, которую Гоген сделал на картине, - «отверженные», - относится не только к вошедшей в поговорки бедности художников, но и к их общей участи - пожизненному стремлению к совершеству. Здесь Гоген «синтезировал» реальность - образы абстрагированы, но блестяще характеризуют данных людей и тонко сопряжены с символическими идеями. Портретная зарисовка художника-карлика Майера де Хана также включает в себя такие явные символы, как «лампа истины», поэтические и философские книги и яблоки Эдема.

Суровый, скудный бретонский пейзаж оказался идеальным местом для Гогена. «Когда мои деревянные башмаки цокают по этому граниту, - писал он, - я слышу тот приглушенный, унылый и мощный тон, который я ищу в своей живописи». Побывав там несколько раз с 1888 по 1890 год, он постепенно отошел от лирического реализма своих учителей-импрессионистов. В «Бретонском пейзаже со свинопасом» начало этого разрыва со своим прежним стилем ясно прослеживается слева направо: слева, особенно в ярких цветущих кустарниках, он используют именно ту живописную технику, которой учил его Камиль Писсарро. Но голые, плоские планы закругленных холмов, уходящих вправо, - напоминание о японском искусстве - демонстрируют рождение его нового стиля. Борясь за графическое выражение теорий, о которых говорили его более красноречивые друзья, он пытался «синтезировать» простые формы маленьких, разбросанных, как валуны, ферм Бретани с идеей унылого труда. Убежденный в том, что каждый художник несет моральную ответственность перед своим талантом, данным ему Богом, - он должен упорно работать, поскольку он одарен, - Гоген также испытывал искреннее сочувствие к другим «отверженным», бретонским крестьянам, которые возделывали свою каменистую почву. В «Калитке» он, вероятно, стремился выразить свое тождество с бедными фермерами при помощи собственной символики. Гоген вечно уезжал и возвращался - из Парижа в Бретань, в Арль, на Таити, - и грубо сработанная калитка означала и окончание прежнего пути, и начало нового пути к свободе.

Гоген восхищался бретонскими женщинами. В своих простых черных платьях, туго накрахмаленных белых воротниках, капорах и фартуках они казались живописными, чем бы ни занимались. Но больше, чем внешний вид, его вдохновляло их почти архаическое благочестие. В некоторые из своих лучших работ этого периода он включал в типичные местные сцены величайшие темы религиозной драмы. В картине, изображающей борьбу Иакова с ангелом, Гоген показывает группу молящихся женщин в их лучшей праздничной одежде. Ясно, что они только что вышли из церкви - справа стоит их священник, - и все прикованы к месту видением из Ветхого Завета, возможно, навеянным утренней проповедью. Написанная ровными, уверенно контрастирующими цветами, картина выявляет, как тонко Гоген понимал силу суеверий и воображения в сознании бретонских крестьян. И он выбирает именно эти цвета не только ради живописного воздействия, но и с учетом символических обертонов. Доминирующая красная тональность вокруг отдаленного видения - мощная сама по себе - может реалистически изображать рассвет, в лучах которого Иаков узнал своего небесного соперника, но она вместе с тем может символизировать поле духовной битвы.
Символ и реальность также прекрасно переплетены в «Желтом Христе», в котором Гоген достиг пика выразительности. Крестьянки в повседневной одежде - одна в фартуке из мешковины - стоят на коленях перед распятием на открытом воздухе; а может быть, это само Распятие Христа? Трогательное изображение Гогеном набожности женщин заставляет эту символическую сцену казаться столь реальной, будто все это происходит в данный момент. Эта картина - вершина его работы в Бретани, предвещает, как по технике, так и по темам, великие полотна, созданные им на острове в южном море некоторое время спустя.

« назад     далее »


"Мне думается, изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе. Изучая искусство японцев, мы неизменно чувствуем в их вещах умного философа, мудреца, который тратит время - на что? На измерение расстояния от Земли до Луны? На анализ политики Бисмарка? Нет, просто на созерцание травинки. Но эта травинка дает ему возможность рисовать любые растения, времена года, ландшафты, животных и, наконец, человеческие фигуры. Так проходит его жизнь, и она еще слишком коротка, чтобы успеть сделать все. Разве то, чему учат нас японцы, простые, как цветы, растущие на лоне природы, не является религией почти в полном смысле слова?" (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru