Новости   Биография   Картины   Пейзажи   Портреты   Автопортреты   Подсолнухи   Рисунки   Письма   Книги   Хроно 

Пейзаж с кипарисом и звездой
Пейзаж с кипарисом
и звездой, 1890


   
  

Неудачник - Миссия в искусстве - Паломничество в Париж - Друзья и влияния - Южное солнце Арля - Гоген в раю - Искусство, рожденное отчаянием - Последняя вспышка гения

   
  
   
Церковь в Овере
Церковь в
Овере, 1890


  
   

"Мир Ван Гога"

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

  

Роберт Уоллэйс. "Мир Ван Гога". Повествование о художнике

Часть третья. Лотрековский полусвет

Париж, где в конце 1880-х писал Ван Гог, был легкомысленным городом веселья и греха. Жизнь общества мало отражалась в искусстве самого Ван Гога, но творчество другого художника - Анри де Тулуз-Лотрека - стало зеркалом того головокружительного времени. Когда Ван Гог и Лотрек познакомились в Париже в 1886 году, 32-летний Винсент только что приехал туда и был практически неизвестен, даже среди художников. Лотреку, сыну французского аристократа, было всего 22 года, но у него уже была репутация искусного рисовальщика. Он также прославился как безудержный молодой гуляка, который пытается забыть о своих физических недостатках, погрузившись в порочную жизнь ночного Парижа. Из-за неправильно сросшихся переломов произошла остановка в росте его ног, и уже будучи взрослым, Лотрек имел рост четыре фута восемь дюймов. Хромой коротышка, он ходил с тростью и часто испытывал при ходьбе боль, иногда его возили в инвалидном кресле - тем не менее он не жалел себя. Он смотрел на жизнь с интеллектуальной отчужденностью. «Я просто пытался сказать правду, а не идеализировать», - сказал он однажды о своем искусстве.
Лотрек с головой окунулся в ночной мир Парижа: он посещал танцевальные залы, публичные дома и кафе, где пил, не зная меры, разговаривал и рисовал до утра. Его привлекали люди в действии, поэтому он также был завсегдатаем цирков, спортивных мероприятий и театров. Он отразил это безумное существование в картинах, рисунках, гравюрах, акварелях и литографиях и, конечно, в афишах, которые сделали его знаменитым. Но необузданная жизнь потребовала расплаты. Как и Ван Гог, он умер в возрасте 37 лет, пройдя блестящий и короткий путь в искусстве.

Всю свою жизнь Лотрек любил лошадей. Неспособный ездить верхом из-за своего физического недостатка, он тем не менее получал от скачек огромное удовольствие. Это его пристрастие возникло еще в детские годы, когда он посещал ипподром вместе со своим отцом, искусным наездником. На литографии справа свойственный ему динамизм композиции и линий придает лошадям и жокеям подлинную энергию.
Рисунок цирковой лошади с клоунессой в седле, воспроизведенный вверху, был выполнен с весьма специфической целью. Здоровье Лотрека пошатнулось под воздействием бессонных, пьяных ночей, поэтому доктора, друзья семьи, убедили родственников поместить его в санатории для лечения алкоголизма. Некоторые недружелюбно настроенные критики открыто выражали свою радость по поводу заточения Лотрека; для них его искусство всего лишь прославляло грязные и неприглядные стороны жизни. Лотрек, в свою очередь, чувствовал себя, как в тюрьме, и умолял, чтобы его освободили. Для того, чтобы доказать, что пьянство не повредило остроты его глаза и ума, Лотрек сделал по памяти серию цирковых зарисовок - задача для этого художника сложная, поскольку обычно он рисовал и писал с натуры. Результаты были настолько впечатляющими, что помогли ему вновь обрести свободу.

На протяжении двух последних десятилетий XIX века Париж пестрел яркими афишами и журнальными обложками. Этот расцвет графического искусства был связан прежде всего с возрождением литографии художниками, которые, как и Лотрек, отчасти находясь под влиянием японского искусства, стремились усовершенствовать свои смелые композиции насыщенным цветом и отточенными линиями. Когда вызывающие афиши и обложки Лотрека появлялись на уличных углах и в киосках, они неизменно привлекали внимание своим поразительным рисунком и нестандартным юмором. Рекламный плакат вверху - это дружеский шарж на фотографа за работой и его клиентку. Для обложки выходящего два раза в месяц литературного журнала он хитро выбрал в качестве модели жену одного из основателей журнала.
В афише борющегося за выживание мюзик-холла под названием «Японский диван» Лотрек сфокусировался на чувственной красоте тогда еще неизвестной танцовщицы Джейн Авриль, которую он показал сидящей среди публики. Стареющий повеса, музыкальный критик Эдуард Дюжарден, оценивающе разглядывает Джейн; на сцене - популярная Иветт Гильбер, чья голова срезана верхней линией рамки. Талантливая афиша Лотрека не смогла спасти мюзик-холл, который скоро закрылся из-за отсутствия посетителей. Но это и другие изображения Лотреком Джейн Авриль, которая танцевала «как исступленная орхидея», помогли ее звездной карьере.

В сознании многих Лотрек неразрывно связан с одним заведением - «Мулен-Руж». Для этого есть основания: он был завсегдатаем недавно построенного на Монмартре танцевального зала и использовал его как место действия примерно 30 своих картин. Лотрек понимал подлинный смысл жизни «Мулен-Руж» и в своей работе внимательно вглядывался в его обитателей. Изображение гастролирующей клоунессы Ша-Ю-Као, которая часто выступала здесь. В момент, когда она приводит в порядок свой костюм в уборной, в висящем на стене зеркале заметно отражение немолодого человека, возможно ее любовника. В другом откровенном портрете танцевальная звезда по прозвищу Ла Гулю высокомерно входит в «Мулен-Руж» еще с двумя «красотками кабаре», мясистой Ла Мом Фромаж и другой, молодой танцовщицей. Ла Гулю можно увидеть в действии на одной из самых замечательных работ Лотрека. Она является центром всей мизансцены, выделывая безумные, но в то же время элегантные танцевальные па со своим длинноногим партнером Валентином ле Дезосе.
На заднем плане справа белобородый отец Лотрека; ближе к центру - черная шляпа Джейн Авриль. Это самая большая картина Лотрека, изображающая «Мулен-Руж», здесь мастерство очевидно: фигуры искусно расположены, линия одушевлена, цвета захватывающе взаимодействуют. Эта работа свидетельствует о Лотреке как о первоклассном художнике своего времени.

« назад     далее »


"Да здравствует грядущее поколение, а не мы! Ты достаточно разбираешься в живописи, чтобы заметить и оценить то, что, может быть, есть во мне оригинального, и чтобы понять, насколько бесполезно знакомить с моими работами сегодняшнюю публику: я ведь очень многим уступаю в гладкости мазка. Но тут дело главным образом в ветре и неблагоприятных условиях - не будь мистраля, не будь таких пагубных обстоятельств, как улетучившаяся молодость и моя сравнительно бедная жизнь, я бы, пожалуй, сделал больше. Со своей стороны, я отнюдь не мечтаю об изменении условий своего существования и сочту себя слишком даже счастливым, если они и впредь останутся неизменными." (Винсент Ван Гог)


Мир Ван Гога, 2007-2017   www.vangogh-world.ru   Винсент Ван Гог, голландский художник. Для писем - vinc at vangogh-world ru